Психология

Психологические условия преодоления профессионального стресса у педагогов

В последние годы в психологической науке стремительно развивается интерес к изучению профессионального стресса. К эмоционально-отрицательным факторам педагогической деятельности можно отнести такие особенности педагогического труда как некоторое его однообразие (многолетнее преподавание одной и той же дисциплины, однообразные обязанности и т. д.), напряженность, необходимость постоянно сдерживать, скрывать и подавлять свои отрицательные эмоции. Являясь частью системы, в которой идет постоянное сравнение и оценивание, учитель начинает чрезмерно сосредотачиваться на своем «Я», на том, как он выглядит среди других, каков его статус в педагогическом коллективе и рейтинг среди учащихся. Возможно, именно по этой причине учителя проявляют очень высокий эгоцентризм, в то же время профессиональная деятельность предполагает противоположное — способность концентрироваться не на себе, а на ребенке, его проблемах, его личностном развитии. Дискомфорт в эмоциональной сфере ведет к снижению работоспособности, повышению утомляемости, тревожности.

Вероятно, многие учителя не способны противостоять стрессу, не владеют соответствующими навыками саморегуляции, не умеют снять усталость, напряжение, социально приемлемым способом отреагировать на негативные переживания, выбрать адекватный способ преодоления трудностей. Неумение эффективно использовать потенциальные резервы организма, отсутствие знаний о механизмах развития негативных эмоциональных и физиологических реакций и способах их предотвращения является предпосылкой для формирования состояний стресса. В этих условиях крайне необходимо создание эффективной системы психологической помощи и поддержки педагогов.

Разработка средств и условий предупреждения развития профессионального стресса у педагогов является одним из направлений отечественных и зарубежных практико-ориентированных психологических исследований в современной системе образования и воспитания.

Фундаментальным условием предупреждения профессионального стресса, на наш взгляд, является осознание педагогами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира. Социально-психологический тренинг является эффективной формой развития личности. Он построен на представлениях о том, что профессиональная успешность педагогов, как ни в какой другой сфере деятельности, зависит от уровня личностного развития и требует активизации внутренних ресурсов; в каждом человеке заложен потенциал для личностного роста; каждый способен осуществлять коррекцию психологического облика в нужном направлении.

Выбор данной формы обусловлен возможностями группового взаимодействия. Рефлексируя взаимодействия, происходящие в группе, участники имеют возможность идентифицировать себя с другими и на основе значимых эмоциональных связей оценивать собственные чувства, установки, программы поведения. Доверительное общение в группе позволяет участникам получать сведения, на основе которых они могли бы ответить на вопрос «Каков Я?» и осуществить коррекцию психологического облика в желаемом направлении.

Цель тренинга — предупреждение развития профессионального стресса, корректировка жизненных целей и ценностных ориентаций педагогов.

Достижение цели тренинга обеспечивается решением следующих задач: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие доверия к себе и другим, развитие умения понять и передать свое эмоциональное состояние и «войти» в эмоциональное состояние другого, постановка и осознание жизненных целей. Предупреждение профессионального стресса предполагает овладение каждым участником своей эмоциональной сферой, формирование умения адекватно выразить её. Важно обеспечить понимание мыслей, чувств, действий себя и других людей, понимание межличностных отношений. Принятие себя возможно, если человек осознает свои чувства. Человек может раскрыть свою собственную индивидуальность в той мере, в какой он открыт собственным чувствам. Открытость собственным чувствам означает, что человек знает, как это чувство называется; он видит причины, которые его вызвали; может представить ход развития данного чувства.

Тренинг строится на представлениях о том, что профессиональная успешность педагогов, как ни в какой другой сфере деятельности зависит от уровня личностного развития и требует активизации внутренних ресурсов; в каждом человеке заложен потенциал для личностного роста; каждый способен осуществлять коррекцию психологического облика в нужном направлении.

Основываясь на данном представлении, нами была разработана схема тренинга, которую условно можно разбить на три блока, каждый из которых имеет свои специфичные задачи:

  1. Я — Я
  2. Я — другой
  3. Я — общество.

Первый блок тренинга, названный нами «Я — Я », предполагает повышение уровня самопонимания, самоидентификации у участников, развитие психологической чувствительности и ответственности за себя, осознание жизненных целей. Развитие самопознания осуществляется за счет снижение психологической защиты и устранение неискренности на личностном уровне. На этом этапе создается потребность в самопознании, доверии к членам группы, осознание необходимости и способности принятии себя таким какой ты есть, обретении чувства уверенности в том, что тебя принимают вместе с проблемами.

Выделение этого этапа основывается на представлении о том, что в связи с необходимостью решения профессиональных задач, педагог должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, иметь точное и полное представление о себе как индивидуальности. Только в этом случае его деятельность будет строиться на приоритете принципа самопомощи. Поэтому успешное решение профессиональных задач может быть обеспечено за счет определенного уровня личностного развития.

Основными задачами второго блока «Я — другой», являются — развитие потребности в познании другого человека, гуманистическое отношение к нему, готовность ориентироваться на другого человека, развитие эмпатии и ответственности за другого. На этом этапе важно обеспечить признания участниками ценностей других людей, умения совместно взаимодействовать, соблюдая морально-этические нормы.

Третий блок тренинга «Я — общество» предполагает развитие партнерского взаимодействия. На данном этапе важно осознать неэффективные формы поведения, их несоответствие профессиональной деятельности, принять обновленные и конструктивные формы поведения, которые позволят впоследствии, в ситуациях профессиональной деятельности относиться к другим людям более адекватно и эффективно.

Основными принципами построения тренинга для нас являются следующие: принцип организации постоянной самодиагностики каждого участника; для его осуществления в содержание занятий включались вопросы и упражнения, рассчитанные на самораскрытие педагогов, осознание и формирование собственных личностных особенностей; принцип взаимодействия в стили диалога, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения; принцип постоянной обратной связи, дающий возможность участникам получать информацию от других членов группы о результатах его действия в ходе тренинга; принцип образности предполагает отражение изучаемых явлений в рисунке, что помогает не только понять, усвоить, запомнить, но и почувствовать внутреннюю гармонию феномена; принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер; принцип направленности результатов тренинга в практику.

Содержание тренинга включает систему упражнений, которую условно можно разделить на две группы. Первая группа упражнений направлена на развитие самопринятия, самоактуализации, принятие другого, осознание мотивов отношения к другому, развитие эмпатичности, ответственности. К первой группе относятся и упражнения, направленные на осознание своих эмоциональных проявлений.

Вторая группа включает упражнения на снятие мышечных зажимов, напряжений. Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических. Разработка данного содержания тренинга основывалась на положениях М.Фельденкрайза и В.Райха о том, что систематическое исправление образа себя — более эффективный подход, чем исправление отдельных действий и ошибок в поведении; совершенствование движений — лучший способ самосовершенствования; если человек хочет улучшить свой образ «Я», он должен прежде всего ценить себя как индивидуума; психологический рост личности определяется как процесс рассасывания психологического и физического панциря, который не даёт индивидууму переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувства.

Тренинг рассчитан на 36 часов. Наибольшее количество часов (18 часов) отводится на первый блок «Я—Я». Основанием для этого являются представление о том, что, решая профессиональные задачи, педагог должен все время обращаться к своему Я, совершенствовать знания о себе, иметь точное и полное представление о себе как индивидуальности. Только в этом случае его деятельность будет строиться на приоритете принципа самопомощи. Поэтому успешное решение профессиональных задач может быть обеспечено за счет определенного уровня личностного развития. На реализацию второго т третьего блоков отводится одинаковое количество часов времени (9 часов)

Представленный подход, разумеется, не претендует на полноту и нуждается в дальнейшем уточнении и дополнении.

Баранова О.В.