Курсовые работы по психологии

Психологический анализ привычек

Тема: Психологический анализ привычек

Страницы: 32

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………
Глава1. Процессы и механизмы возникновения привычки…….
Глава2. Психологическая сущность привычек…………………..
2.1 . Категория привычки в психологии…………………………
2.2. Динамический стереотип…………………………………
Глава3. Методы коррекции привычек…………………………….
Заключение…………………………………………………..
Список использованной литературы……………………..

Введение
В современном мире проблема привычек становится наиболее актуальной проблемой. Особенно серьёзные исследования необходимы относительно возникновению и формированию привычек в процессе развития и жизни человека в процессе онтогенеза.
Данная проблема возникает на основе серьёзных изменений в обществе, которые, в свою очередь, вызвали появление и существенный рост вредных привычек, аддиктивного поведения, антисоциального поведения. При этом наиболее значительно в процессе изменения политической сферы изменился внутренний мир семьи. Проблемы поглотившие всех членов семьи, социально-психологические травмы, конфликты, личностная несостоятельность создали благоприятную почву для прорастания и развития множества привычек и особенно вредных.
Как известно, поведение является одной из форм реализации человека в обществе, повседневной жизни.
Поэтому важным является исследование основных форм поведения выражающихся в «поведение», «поведенческий акт», «деятельность», «действие».
При всёй актуальности и значимости исследования этих областей реальности возникает проблема дифференциации и адекватности употребления выше представленных терминов.
Так, С.Л.Рубинштейн писал; «Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой… Обычно различают три основных, различных по своей психологической природе, типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение». [15] К.К.Платонов предлагал закрепить за термином «поведение» широко признанное исторически сложившееся значение, согласно которому поведение есть внешнее выражение деятельности, учитываемой без ее субъективного компонента. Поэтому термин «поведение» может быть отнесен не только к человеку, но и к животным и даже к роботам. Как видим, и в первом и во втором случае термин «поведение» определяется через термин «деятельность». [6]
Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. Поведение — это комплекс ответных реакций, обусловленных действием на организм внешних условий существования, это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Деятельность же всегда связана с трудовым процессом, в результате которого создается продукт труда. [13] С этой точки зрения бездумно сломанная ветка дерева — результат поведения, а использование той же ветки в качестве колышка для туристской палатки — деятельность. Аналогичным образом свадьба или праздничное застолье — групповое поведение, тогда как производственное совещание — коллективная деятельность.
Важным является то, что и поведение и деятельность основаны на действиях. «Осуществление сколько-нибудь сложной деятельности требует выполнения ряда действий,—отмечал А.Н.Леонтьев. Действия — относительно самостоятельные процессы… (безразлично — внешние, практические, или внутренние, умственные)… признаком которых является их направленность на достижение сознательной цели. В отличие от собственно деятельности действия не имеют самостоятельного мотива, а подчиняются мотиву той деятельности, содержание которой они образуют. Относительная же самостоятельность действий выражается в том, что одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей. Сохраняя при этом свою прямую цель, оно меняется лишь по своей мотивации и, собственно, по своему смыслу для субъекта, а значит, и по своей напряженности, эмоциональной окраске и т.д.». [7]
Действие, по определению С.Л.Рубинштейна, составляет и основу поступков (а следовательно, и поведения), ибо поступок — это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. В основе поведения, как и в основе деятельности, лежит психологический феномен, называемый мотивом. [15]
Рассмотрение психологии деятельности составляет объект работы.
Предметом работы является изучение привычного поведения человека и способов его изменения.
Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Задачи работы :
1) Дать понятие о привычке как категории психологии,
2) Провести тщательный анализ имеющеюся литературу по проблеме исследования;
3) Определить механизм ее выработки в связи с научением,
4) Провести границу между привычкой и динамическим стереотипом
5) Проанализировать подходы к психокоррекции привычек.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.