Дипломная работа по психологии

Психологический анализ тревожности и ее коррекция в младшем школьном возрасте

Тема: Психологический анализ тревожности и ее коррекция в младшем школьном возрасте

Страницы: 104

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3
1.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………….………………7
1.1. Общепсихологические представления о тревоге и тревожности…………..…7
1.2. Тревога и тревожность у детей……………………………….………………….17
1.3. Психологическая специфика школьной тревожности……………………….…20
1.4. Выводы…………………………………………………………………………….35
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………..37
2.1. База и методы исследования………………………………………………………37
2.2. Результаты диагностики тревожности младших школьников…………….……46
2.3. Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников…………51
2.4. Выводы…………………………………………………………………………..…57
3. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………..58
3.1. Коррекционно – развивающая программа снижения школьной тревожности младших школьников…………………………………………………………….…….58
3.2. Анализ хода коррекционно – развивающей работы по снижению школьной тревожности младших школьников………………………………………………………..62
3.3. Сравнительный анализ диагностики тревожности до и после коррекции…………………………………………………………………………….…65
3.4. Выводы…………………………………………………………………………..…72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………77
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….……………………81

ВВЕДЕНИЕ

Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения родителей и педагогов к школьному психологу.
Тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
В настоящее время проблема школьной тревожности, ее содержания и механизмов проявления является одной из наиболее значимых и актуальных проблем детской психологии.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные».
Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром – школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.
К вопросу тревожности детей и к характеру ее проявления психологи обратились довольно давно, еще в начале XX века, но более подробно и серьезно стали изучать данную проблему лишь только в конце 70-х начале 80-х годов. Это было связано с тем, что количество тревожных людей, в том числе и детей, значительно возрастало.
По статистике проведенных психологических исследований последних лет-каждый второй ребенок тревожен. О возрастании процента тревожности детей свидетельствуют и специальные экспериментальные исследования, проведенные рядом отечественных психологов: А. М. Прихожан, Р. В. Овчаровой, И. В. Новиковой Е.Б., Кочубей И.Б. и другими [16, 87; 30, 42; 35, 55].
Изменился также характер проявления тревожности. Все чаще психологи стали прибегать к термину «глубинная» тревожность, которая наиболее устойчивая и в наименьшей степени поддающаяся преодолению. В ходе таких проявлений значительно расширился и диапазон причин, вызывающий эмоциональную дисгармонию у детей.
Исходя из проблемы, цель данной работы заключается в изучении феномена тревожности и подходов к ее коррекции у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования данной проблемы мы видим в особенностях эмоциональной сферы младших школьников.
Предмет исследования — школьная тревожность и ее проявления у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: исходя из цели и предмета исследования, мы предполагаем, что:
1. основными причинами проявления тревожности у учащихся начальной школы являются гиперсоциализированное отношение значимых взрослых к детям и неадекватность самооценки детей;
2. снизить уровень тревожности испытуемых возможно, если в коррекционно – развивающую работу будут включены игровые методы коррекции (ситуационно- ролевые, развивающие игры), психотерапевтические приемы (вербализация, визуализация), метод «отреагирования» страха и тревоги.
В соответствии с целью, предметом исследования и выдвинутыми предположениями можно выделить следующие задачи данной работы:
1) Изучить различные подходы психологов к проблеме тревожности на основе анализа литературных источников;
2) Исследовать особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста;
3) Разработать и апробировать коррекционную программу снижения школьной тревожности у младших школьников.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
• На констатирующем и контрольном этапах исследования использовались следующие диагностические методики: опросник школьной тревожности Филипса, цвето — ассоциативная методика А.М. Парачева, рисуночные проективные методы, метод экспертных вопросов, направленные на выявление уровня тревожности, а также фиксацию результатов, полученных до и после проведения коррекционно-развивающих занятий;
• на формирующем этапе исследования (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста) использовались игровые методы коррекции (ситуационно- ролевые, развивающие игры), психотерапевтические приемы (вербализация, визуализация), метод «отреагирования» страха и тревоги;
• метод наблюдения за учащимися с высоким уровнем тревожности;
• методы качественного и количественного анализа эмпирических данных;
Новизна состоит в том, что в работе отражен современный подход к феномену тревожности, в том числе к проблеме школьной тревожности.
Практическая значимость работы заключается в попытке создания нами системы коррекционно-развивающих занятий, содержащих активные методы и приемы коррекции, способствующие снижению тревожности у детей младшего школьного возраста, которыми может воспользоваться любой заинтересованный в данной проблеме педагог.
Апробации внедрения результатов исследований проходили:
1. В процессе экспериментальной работы в МОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа» Иркутского района, Иркутской области с детьми четвертого класса.
2. В докладе на районной научно-практической конференции “Наука и образование: проблемы и перспективы” апрель, 2007 г.
Методологической основой данной работы являются подходы психологов – аналитиков (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливана и др.), а также труды отечественных психологов: Новикова Е.Б., Кочубей Б.И., Левитов Н.Д., Прихожан А. М., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Федоренко Л.Г., Азарных Т.Д., и др.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложения.