В настоящее время, в условиях жесткого рынка, выстоять среди других конкурентов становиться все труднее. Оставаться «на плаву» способны в основном компании и организации, которые сумели найти способы повышения и поддержания высокой эффективности работы своих сотрудников. В связи с этим, поиск и внедрение наиболее удачных и действенных способов повышения удовлетворенности трудом у работников становиться имеет выраженную актуальность.
Одним из наиболее действенных способов повышения удовлетворенности трудом и повышения эффективности работы всей организации – является повышение мотивации сотрудников.
Мы исходили из теоретических положений о формировании мотивов труда, в частности о том, что в распоряжении общества (либо субъекта управления) имеется необходимый набор благ, который соответствует социально обусловленным потребностям человека, и что трудовая деятельность позволяет работнику получить блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые виды деятельности.
Решение проблемы повышения мотивации труда у сотрудников агентства недвижимости начали с определения тех благ, которых лишены сотрудники в связи с величиной рабочего дня, интенсивностью труда, высокой ответственности за результаты труда, а так же какие потребности агентство может удовлетворить посредством высокой оплаты труда, социального статуса, престижности работы в агентстве.
Нами были определены ведущие потребности, как у ведущих сотрудников, так и у вновь принятых. В работе использовался ряд эмпирических методов сбора материала: наблюдение, беседа. Для определения уровня мотивации и выявления неудовлетворенных потребностей использовалась методика «потребность в достижении» и «ценностные ориентации личности» Рокича.
Для выявлений неудовлетворенных потребностей работников мы провели ряд собраний у ведущего персонала. Полученные данные были уточнены и доработаны в ходе индивидуальных бесед. При участии руководства агентства были выделены необходимые ресурсы для внедрения системы мотивации и заключения психологического контракта.
Результаты анкетирования говорят о том, что у замужних женщин приоритетными является семья и здоровье, у незамужних – свободное время и саморазвитие. У женатых мужчин преобладающие ценности – материальное благополучие и семья, у неженатых и разведенных – материальное благополучие и свободное время. У персонала до 28 лет приоритетным является материальное благополучие и свободное время, старше 28 лет – семья и здоровье. Выявив неудовлетворенные потребности, а также истинные цели, которые сотрудник желает достичь, работая в агентстве, была построена система мотивации, ориентированная на удовлетворение потребностей сотрудников как в целом, так и адресно (с учетом индивидуальных интересов). В ходе конфиденциальной беседы руководителя агентства с каждым сотрудником были заключены устные психологические контракты. Агентство брало на себя ответственность за выполнение взятых на себя обязательств перед сотрудником. Система заключения психологического контракта была внедрена в практику работы агентства в ноябре 2004 года. Говорить об итогах проведенной работы в связи с непродолжительностью исследования преждевременно, однако на основании бесед и интервьюирования сотрудников можно констатировать, что подобная практика позволила улучшить показатели в трудовой деятельности (подтверждение в экономической составляющей), улучшило психологический климат в агентстве, отношение персонала к клиентам.
П.В. Андреев