Психология

Психосемантическое исследование объектов картины мира интеллектуально одаренной личности

Теоретическое осмысление и психологический анализ специфики картины мира высокоинтеллектуальной личности в настоящее время имеет особое выраженное значение. Данный подход позволяет реализовать возможность целостного изучения интеллектуально одаренной личности, в частности позволяет адекватно рассматривать актуальные задачи, связанные с процессами регуляции деятельности личности, ее адаптации к социальной и физической среде, ее оптимальной интегрированности.

Как и любое психическое образование картина мира имеет своего носителя — субъекта, который обладает набором относительно устойчивых индивидуальных свойств и особенностей. Это целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности, это субъективный жизненный опыт в контексте самореализации личности. В этом определении реализуется идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. М.А.Холодная, очень точно выделила, что значение высокоинтеллектуалов не только в умении хорошо решать задачи и порождать новое значение, но главным образом в способности создавать разумную (объективированную) картину мира, т. е. видеть мир таким, каков он был, есть и будет в своей действительности. Она так же подчеркивает, что интеллектуальная репрезентация индивидуализирована — это порождение некой ментальной модели на основе внешнего и внутреннего контекста.

Существует большое количество противоречивых экспериментальных, данных, с помощью которых исследователи пытаются «рисовать» портрет и конструировать социальное поведение высокоинтеллектуальной личности.

Нельзя не признать существующие в действительности особенности, которые отличают интеллектуалов от обычных людей. Восприятие окружающего мира, по мнению психологов, у них носит многоплановый характер. Интеллектуально одаренной личности свойственно холистическое мышление, непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов, которое требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира. Способность к сосредоточению внимания, быстрота мыслительных операций, повышение возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности, чрезвычайная способность к умственному подражанию, способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений, предрасположенность к четким схемам и классификациям [7]. Стремление к познанию — самая яркая характеристика индивидуума с высокими умственными возможностями — это следствие того, что процессы обработки информации происходят быстрее и эффективнее. Однако в том случае, когда интеллектуально одарённые люди вкладывают своё время и силы в овладение какой-либо областью знаний, они рискуют выпасть из социальных контактов. Проблема не в их интеллекте, а в том, что слишком много их усилий было затрачено на раннюю профессионализацию и слишком мало — на социализацию (феномен социального дисбаланса). Целеустремлённость и умение подчинить эмоции достижению цели являются риском внутриличностных конфликтов и социальной дезадаптации. Среди качеств, присущих интеллектуально одаренной личности выделяют так же заниженный уровень самооценки, ощущение собственной неадекватности, неудовлетворенности собой и своей деятельностью, страх перед своими способностями и возможностями их роста.

Существует ряд данных проведенных исследований, которые косвенно указывают на специфику картины мира высокоинтеллектуальной личности. В частности Т.А.Березиной были выявлены факты альтруистического отношения высокоинтеллектуалов по отношению к людям. В результате ее исследования было выявлено, что степень альтруизма, напрямую связана с интеллектом — чем выше интеллект, тем чаще человек поступает альтруистично, стремится к выгоде не только для себя, но и для взаимодействующего с ним партнера, даже если он этого человека видит впервые в жизни. С.В.Побережная исследовала интеллект в контексте семантического пространства отражения и выявила следующие факты: высокая степень структурированности и интегрированности понятийной структуры. А также на основании исследований сделала вывод, что существуют особенности психического отражения интеллектуально одаренных людей: активность по отношению к миру, позитивный характер восприятия, высокая степень принятия объектов (объекты воспринимаются как возможные, типичные и в определенной динамике).

В исследовании приняли участие 50 учащихся (30% девушки и 70% юноши), возраст испытуемых 15 -16 лет. Для измерения уровня интеллекта применялся «Культурно — свободный тест на интеллект» (GFIT) Р. Кеттелла. По результатам этапа было сформировано две группы по 20 человек каждая: I группа с показателями IQ 123 и выше и II группа с показателями IO 90-110.

Теоретико-методологической основой исследования является основная концепция смысловой структуры сознания, которую разрабатывали в своих трудах Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и далее

В.П.Зинченко, В.Ф.Петренко, Е.Ю.Артемьева, Д.А.Леонтьев, В.В.Столин и др., а так же связанный с этим принцип опосредования мировосприятия и жизнедеятельности личности субъективной картиной мира. Исследование картины мира осуществлялось в рамках психосемантического подхода (В.Ф.Петренко, Е.Ю.Артемьева, В.П.Серкин и др.). Психосемантика как область экспериментальной психологии исследует индивидуальные системы значений, их структуру, генезис и функционирование в индивидуальном сознании. В психосемантическом подходе личность рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как микрокосм индивидуальных значений и смыслов (В.Ф.Петренко).

Специфика структуры личностного семантического дифференциала оказывается производной от выбора объектов шкалирования, на базе которых оно построено.

С целью выявления объектов идентификации, составляющих понятие «картина мира» на первом этапе исследования был проведен ассоциативный эксперимент. В ходе данного этапа респондентам было предложено оценить понятие «картина мира» и выделить 15 объектов, которые, по их мнению, его составляют. В результате было выявлено, что выделенное понятие учащиеся оценивают достаточно разнородно. Анализ объектов, полученных в результате ассоциативного эксперимента позволил классифицировать их и объединить (например: семья, сестра, брат, мама, папа, бабушка составили объект «семья»). Таким образом, была составлена методика семантического дифференциала, которая включала 26 биполярных шкал, отражающих содержание 12 выделяемых объектов (я, реальность, ответственность, семья, жизнь, смерть, угроза, мое настоящее, личная независимость, мое прошлое, мое будущее, картина мира).

Обработка данных проводилась с помощью выделения средних значений каждой шкалы по каждому объекту и их дальнейшего сравнительного анализа. Математическая обработка проводилась с помощью программы «Биостат». В результате исследования были получены статистически достоверные различия в оценивании объектов, составляющих понятие картина мира у высокоинтеллектуальной и среднеинтеллектуальной личности.

Объект «Я» группа с высоким уровнем интеллекта по шкале «яркое-тусклое» оценивает как более «тусклое» и более «далекое». Это может свидетельствовать о сложном, неоднозначном отношении к себе учащихся с высоким уровнем интеллекта и подтверждает данные, приводимые в психологической литературе. Самооценка и социальная уверенность высокоинтеллектуальных школьников ниже, чем у их ординарных сверстников. Интеллектуально одаренная личность очень критична к себе. Высо- коинтеллектуалы весьма остро переживают удары по самолюбию, их Я-концепция в целом весьма уязвима в силу того, что они обладают обостренной чувствительностью к социальному и физическому окружению. Отношение к себе и восприятие себя во многом определяют поведение и успеваемость. Для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

К объектам «Реальность» и «Картина мира» группы с разным интеллектуальным уровнем относятся неодинаково. Для группы высокоинтеллектуалов «Реальность» — более худое. Можно предположить, что в самом определении реальности как худое, недоброе, проявляется некоторая тревожность по отношению к ожиданиям. Косвенным образом это подтверждается и тем, что объект «Угроза» интеллектуально одаренные респонденты оценили как более худое. Эти данные могут свидетельствовать в пользу мнения о том, что высокоинтеллектуалы обладают повышенной чувствительностью. Объект «Картина мира» группой респондентов с высоким IQ оценивается как более бесполезное и как более обедняющее. Оба объекта оценивания можно отнести к восприятию респондентами непосредственно окружающего их мира. То есть можно предположить, что окружающую действительность группа подростков с высоким уровнем интеллекта воспринимает как более худое, более бесполезное, более обедняющее. Это косвенным образом подтверждает данные о том, что социальная уверенность и социальная адаптивность у личности с высоким интеллектом развита хуже, чем у ординарной личности.

«Жизнь» оценивается группой с высоким интеллектом, как менее бессмысленное, следовательно, более разумное. Объект оценивания «Жизнь» можно отнести к более общему (по сравнению с «Реальность» и «Картина мира») отношению к жизни вообще. Это может свидетельствовать о том, что в целом прослеживается позитивность восприятия и оптимистичность перспективы развития.

Объект оценивания «Мое настоящее» группа высокоинтеллектуальных подростков определили как более зависимое. При этом можно предположить, что в оценивании данного объекта не присутствует отрицательный контекст, учитывая что «Личная независимость» оценивалась ими как понятие более сложное. «Личная независимость» ассоциируется с синонимичными категориями свобода, самостоятельность. Можно предположить, что здесь обнаруживается сложность дифференциации понятий независимость в личной жизни, ответственность в социальных взаимодействиях, проблемы социальной адаптированное™ и независимость профессиональная, свобода в выборе деятельное™. Существует мнение, что высокоинтеллектуальная личность вкладывает все свое время и силы в овладение какой- либо областью знаний и, как следствие, рискует выпасть из социальных контактов. То есть профессиональная независимость превалирует над независимостью личностной. Слишком много времени, эмоций, усилий затрачивается у высокоинтеллектуалов на профессиональную актуализацию в ущерб социальной адаптированное™. Помимо социальной дезадаптации это может служить риском для возникновения интрапсихических конфликтов. Это так же косвенным образом подтверждается данными о различии объекта оценивания «Ответственность», который группа с высоким уровневым показателем интеллекта оценили как понятие более спасительное.

«Мое будущее» группа интеллектуально одаренных респондентов оценивают как более скрытое, тревожное, туманное. Это непосредственно указывает на более высокий уровень тревожности в отношении будущего, а так же косвенным образом подтверждает данные, приводимые в психологической литературе, что для высокоинтеллектуалов свойственны преувеличение «страстей», множество вариантов развития ситуаций, что как очевидно не всегда приводит к уверенности в перспективах развития дальнейшего жизненного пути.

Обнаружены статистически достоверные различия в оценивании объекта «Смерть». Для личности с высоким интеллектом данный объект выявляется как образование более пассивное, худое, глубокое, забирающее, тревожное. Это подтверждает приведенные выше данные о том, что для высокоинтеллектуалов характерен высокий уровень тревожности, уязвимости, преувеличенными страхами. А так же может свидетельствовать в пользу мнения о том, что для личности с высоким уровневым показателем интеллекта характерен ранний интерес к проблемам мироздания.

Таким образом, обобщая, можно констатировать, что картина мира интеллектуально одаренной личности образование более сложное, что в первую очередь, свидетельствует о сложности глубинного, интегративного слоя психики. В результате проведенного эмпирического исследования доказано, что картина мира высокоинтеллектуальной личности специфична.

Данное исследование имеет большое практическое значение для психологов и педагогов, учитывая, что возраст респондентов 15-16 лет.

Лола Е.В.

Литература

  1. Актуальные проблемы права, экономики и управления в сибирском регионе// Сборник статей международной научно-практической конференции, Иркутск 2006.
  2. АйзенкГ., КэминА. Природа интеллекта — битва за разум.-М: Изд-воЭКСМО — Пресс,2002.- 352 с.
  3. Березина Т.М. Многомерная психика. Внутренний мир личности,- М.: ПЕРСЭ, 2001.- 319 с.
  4. В.Н. Дружинин. Психология и психодиагностика общих способностей.
  5. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., С. 251 — 261.
  1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. — СПб: Речь 2004- 392с.
  2. Побережная С.В. Исследование интеллекта в контексте семантического пространства отражения.
  3. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Питер: 2005 — 479с.
  4. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вести. Моек, ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. №21. С. 13 —
  5. Словарь практического психолога. — М.: Вече, 2003. — 560с.
  6. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Веста. Моек, ун-та. Сер. 14. Психология. 198 № 2. С.15 —29.
  7. М,А.Холодная Существует ли интеллект как психическая реальность. Вопросы психологии, №5, 1990.-с.121-128.