Развитие предприятий и комплексов

Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме

Начиная с середины XX века, существенно стала развиваться информационная компьютерная сфера. Значительно увеличились потоки информации, и встал вопрос в создании мощных международных, региональных и национальных информационных систем.

В последние годы все чаще стал подниматься вопрос об информационных технологиях.

Информационная технология – ключевой фактор, определяющий какое количество, какого рода и за какое время компания может собрать, обработать и проанализировать.

Предприятие, опираясь на свое техническое оснащение и имеющиеся средства глобальных сетей, может получать информацию извне, а также представлять себя.

Следовательно, объединение сетей и построение глобальной системы привело к созданию принципиально новой предпринимательской среды: возможности объявить о своем бизнесе всему миру и включиться в мировое разделение труда.

Эффективность работы туристской фирмы на рынке туристских услуг определяется различными факторами:

— технологией формирования, продвижения и реализации туристско­го продукта;

— квалификацией кадров;

— организационной структурой управления;

— конъюнктурой рынка;

— внедрением новых информационных технологий и др.

Остановимся более подробно на факторе внедрения новых инфор­мационных технологий.

Технический прогресс в области информационных технологий прочно завоевывает свои позиции в туристской индустрии. Значи­тельно упрощается процедура формирования туристского продукта с использованием международных систем бронирования, системы Ин­тернет, систем электронных каталогов туристских путешествий по странам, электронных баз данных по нормативно-правовым актам в туризме, автоматизированных систем взаиморасчетов и т.д.

В настоящее время сформировались следующие направления раз­вития информационных технологий в туризме:

— локальная автоматизация туристского офиса;

— внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

— внедрение компьютерных систем бронирования;

— использование глобальной сети Интернет.

На рынке информационных технологий предлагаемые офисные программы разрабатываются как для широкого потребителя, так и по заказу конкретной фирмы – специальные системы.

Многие предлагаемые системы являются совместимыми между собой и выполнены в виде автоматизации конкретного рабочего мес­та, или локальных внутриофисных сетей (до 50 рабочих мест) с выходом в глобальную сеть Интернет.

Локальные прикладные программы и локальные системы брони­рования и резервирования объединяются в национальные и интегри­руются в международные сети.

Наиболее быстрыми темпами идет внедрение глобальной сети Интернет в систему формирования, продвижения и реализации тури­стского продукта.

С развитием систем информационных технологий, систем бронирования и резервирования, глобальной сети Интернет, а также с учетом высоких темпов компьютеризации и возможности взаимо­расчетов по кредитным картам появляется реальная опасность невос­требованных турагентств как посредников между клиентом и по­ставщиком туристских услуг. В этих условиях клиент (турист) имеет возможность через свой домашний компьютер самостоятельно (без турагентств) выбрать требуемые туристские услуги, сформировать их в пакет, забронировать средства передвижения и размещения, опла­тить данные услуги по кредитной карте или иным способом.

С учетом появления большого числа отечественных и зарубежных туристских серверов и сравнительно невысоких цен за пользование сетью Интернет турист сам имеет возможность выбрать более деше­вые услуги в условиях огромного числа предложений на туристском рынке.

Мировой опыт свидетельствует, что для любой туристской фирмы фактором, определяющим успех ее деятельности на туристском рынке, является время обслуживания клиентов. Выигрывает тот, кто в состоянии предоставить клиенту весь комплекс услуг в режиме on-line (то есть в режиме реального времени). Возможность ведения бизнеса в подобном режиме напрямую связана с тем, каким образом ор­ганизован обмен информацией между турагентом и туроператорами, у которых приобретаются услуги для клиентов.

Следует признать, что на практике on-line обмен ин­формацией между агентом и оператором встречается крайне редко.

Необходимым условием перехода партнеров на режим взаимодей­ствия on-line является наличие у них обоих некоторого программного обеспечения; более того, конкретный способ работы определяется тем, какое именно программное обеспечение у них установлено.

Будущее за прикладными системами автоматизации туристского офиса, которые смогут обеспечить независимость работы, высокую степень защиты информации, on-line обмен информацией с различ­ными участниками туристского рынка, интеграцию в системы брони­рования и резервирования, а также глобальную сеть Интернет.

Информационные технологии в туризме

Индустрия туризма за последнее десятилетие подверглось глубокому влиянию компьютерных технологий.

Практически все фирмы в состоянии использовать компьютеры для автоматизации как основных, так и вспомогательных функций.

Туристская индустрия идеально приспособлена для внедрения компьютерных технологий.

Для компьютеризации туристских офисов предлагаются программы, предоставляющие сведения о доступности транспортных средств и возможностях номерного фонда, обеспечивающие быстрое резервирование, внесение корректив и высвобождение таких средств, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг.

Компьютерные системы в турагентствах по функциональному признаку подразделяются:

  • Основные системы, реализующие выполнение заказов клиентов, в которых оператор действует за счет доступа к главным компьютерным системам резервирования. (Computer Reservation System-CRS).
  • Вспомогательные системы, автоматизирующие служебные функции турагентств.

Развитие информационных технологий в туризме в настоящее время находится практически на начальной стадии, а в ряде фирм единственное средство оргтехники – телефон. Это связано с отсутствием достаточных финансовых средств и низкой квалификацией.

Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» ставит основной задачей создание системы информационного обеспечения в области туризма.

С внедрением информационных технологий значительно упрощается процедура формирования туристского продукта (систем бронирования, автоматизации взаиморасчетов).

Е.Н. Канина, И.В. Писарева