Информационный севис

Разработка методического обеспечения практикума «управление гостиничным комплексом на базе «1C:Sandsoft Отель»

Гостиничный сервис-ведущая отрасль сферы обслуживания. С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом, административная служба, коммерческая служба, служба питания, вспомогательные службы.

При росте объема продаж с одной стороны и усиливающейся конкуренции с другой, повышается значение оперативности в работе персонала. В решении этой проблемы краеугольным камнем выступает комплексная автоматизация отеля, достигаемая применением автоматизированных систем управления (АСУ). Сегодня на российском рынке насчитывается около десятка АСУ, среди зарубежных гостиничных систем наиболее известными являются системы Fide- lio и Lodging Touch, к отечественным программным продуктам относятся система «Hotel-2000» (фирма «Интур-Софт»), система «Эдельвейс» (фирма «Рек- софт»), программный комплекс «Русский отель» (фирма «Сервис плюс»), системы «Отель-Симпл» (фирма Nortel).

Российские системы имеют ряд преимуществ по сравнению с западными решениями. Во-первых, импортные системы являются чрезвычайно ресурсоёмкими, как в плане материальных затрат на приобретение и обслуживание, так и в плане технического обеспечения необходимого для их функционирования. Во-вторых, необходимо упомянуть о проблемах, связанных с модификацией и доработкой любой импортной системы. И последнее, стыковка импортных гостиничных систем с отечественными бухгалтерскими программами не всегда проходит легко. Возникают проблемы и при взаимодействии с контрольнокассовыми машинами.

Среди отечественных АСУ гостиницами особое место занимают системы, выполненные на платформе 1C: «1C: Рарус Отель», «1С:БИТ Отель», «1C: Sandsoft Отель». Они представляют собой отраслевые прикладные проектные решения (бизнес-приложения), обладающие всеми преимуществами семейства систем 1C, рассматриваемыми сегодня в качестве эталона отечественных программных продуктов.

Рассмотрим более подробно конфигурацию «1C: SandSoft Отель» фирмы «Сан-Сити» (1С:Франчайзи, г. Сочи) разработанную на платформе «1С:Предприятие 8» для автоматизации деятельности служб размещения и бронирования гостиниц, санаториев, домов отдыха и других аналогичных организаций. Использование программы позволяет автоматизировать учет номерного фонда, работу службы размещения, оказание услуг и ведение взаиморасчетов. Предусмотрено ведение учета от имени нескольких юридических лиц. Основные действия в программе можно выполнить с помощью специальных интерфейсов, которые значительно упрощают выполнение операций по обслуживанию клиентов, облегчают контроль состояния номерного фонда, а также обеспечивают снижение трудозатрат при выполнении типовых операций и получении отчетов.

Недостаточно просто купить программу, ее надо еще и освоить, научиться конфигурировать под решение разнообразных задач конкретного предприятия. Известны случаи, когда гостиницы за 2-3 года так и не смогли полностью внедрить у себя АСУ. Причиной тому обычно становилось отсутствие опытных кадров. Кроме того, на этапе внедрения возможна негативная реакция со стороны сотрудников.

Всё описанное выше делает актуальным включение в подготовку и переподготовку специалистов отрасли гостеприимства практических задач (практикумов) по внедрению и конфигурированию систем, используемых в управлении гостиничными комплексами. Почему именно «1C: Отель», ведь на базе 1C, также есть разработки для мини-отелей и санаториев, которые рассчитаны для отелей до 30 номеров? В Иркутске 64 гостинице и общий номерной фонд 3920 номера. Получаем среднее количество номеров на 1 гостиницу: 3920:64=61 номер. Следовательно, эффективнее обучать программному обеспечению для управления большими гостиницами.

На факультете сервиса и рекламы ИГУ для освоения конфигурации «1C:Sandsoft Отель» на платформе 8, разрабатывается учебно-методический практикум. Он включает сквозную задачу, состоящую из практических заданий, связанных единым сюжетом. Задания реализуют основные функции сотрудников ИТ-отдела и службы приема и размещения гостей виртуальной гостиницы. Практикум состоит из 3-х лабораторных работ, на выполнение каждой из которых отводится по 6 академических часов.

В ходе выполнения 1-ой лабораторной работы необходимо настроить базу данных, заполнить справочники подразделений и кадрового состава гостиницы (рис.1), описать номерной фонд, состояние номеров, типы номеров (рис.2), перечень оказываемых услуг и т.д. Это подготовительный этап внедрения конфигурации, который выполняется администратором системы.

таблица 1сВо 2-ой лабораторной работе необходимо провести процедуры бронирования, приема и размещения гостей.

таблица гостиница 1с

3-я лабораторная работа посвящена расширению базового уровня освоения системы путем оказания дополнительных услуг, начисления раннего заезда и позднего выезда и т.д.

Выполнение процедур сопровождается созданием документов (первичные, учетные и отчетные).

В рамках изучения программного обеспечения приобретаются практические навыки работы в конфигурации «1C:Sandsoft Отель», необходимые для повышения конкурентоспособности специалистов отрасли гостеприимства.

Ганзий Т.М.

Список использованных источников:

  1. Краковская Т.А. Гостиничные комплексы: классификация, организационная структура и технологии сервисного обслуживания: учеб.-метод.указания к семинарским занятиям / Т.А.Краковская. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008. — 62с.
  2. 1 С:Предприятие 8. «SandSoft Отель 5.0». Описание конфигурации. Сочи, 2008
  3. Иванов С. Автоматизация гостиниц: их системы — наши проблемы / С.Иванов // Директор информационной системы. — 2001 год. — № 5. — [Электронный ресурс] — http://www.osp.ru/cio/archive/2001/05. Проверено 15.02.2012