Информационные технологии

Разработка программы «Проведение школьной олимпиады по литературе»

Тестирование широко применяется для оценки уровня знаний в учебных заведениях, при приёме на работу, для оценки квалификации персонала учреждений. Испытуемому предлагается ряд вопросов, на которые он должен ответить. Обычно к каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа, из которых необходимо выбрать правильный. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, подсчитывается количество правильных ответов и на основе этой информации выставляется оценка.

Целью проекта «Проведение школьной олимпиады по литературе» – является разработка приложения для тестирования знаний учащихся в рамках проведения школьной олимпиады по литературе. Разработанная программа позволит автоматизировать процесс тестирования не только учащихся, но и всех заинтересованных лиц, изучающих литературу и желающих проверить свои знания.

В первую очередь при проектировании были сформулированы следующие требования к программе:

1) обеспечение работы с тестом произвольной длины, т.е. не должно быть ограничений на количество вопросов в тесте;

2) для каждого вопроса может быть до четырёх возможных вариантов ответа;

3) результат тестирования должен быть отнесён к одному из четырёх уровней (например, «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»);

4) наглядный и дружелюбный интерфейс.

При проектировании приложения было решено, что вопросы и альтернативные ответы должны находиться в текстовом файле и должна быть заблокирована возможность возврата к предыдущему вопросу. Если вопрос предложен, то на него должен быть дан ответ.

В процессе разработки программы была использована инструментальная среда программирования Visual Basic 6.0, которая является мощным программным средством, позволяющим реализовать широкий спектр прикладных задач. К основным возможностям языка Visual Basic можно отнести реализацию максимально гибкого и удобного интерфейса пользователя, что не маловажно для дальнейшего использования программы.

В проекте создано шесть экранных форм: заставка, регистрация, главная, результаты тестирования, о программе и справка. Все объекты на форме являются стандартными элементами языка. Главная форма и форма выдачи результатов тестирования имеют пользовательское меню. Для каждой формы написан программный код. Все формы связаны между собой.

При запуске программы на экране появляется форма заставки, на которой установлен таймер, по истечению времени таймера появляется форма регистрации, где пользователь должен ввести входные данные, необходимые в дальнейшем для распечатки результатов теста. После заполнения полей, пользователь переходит на главную форму путём нажатия кнопки «Приступить». Затем считывается название теста и некоторая информация о нём. Название теста отображается в заголовке окна, вводная информация – в поле компонента label1.

Следует обратить внимание: предполагается, что программа запускается из того каталога, в котором находится файл теста и файлы иллюстраций. После того, как прочитана общая информация о тесте, программа считывает из файла теста информацию об уровнях оценки и фиксирует её в массивах level и mes. После вывода информационного сообщения программа «ждёт», пока пользователь не нажмёт кнопку «Ok». Командная кнопка, расположенная на главной форме после вывода информационного сообщения используется для активизации процесса тестирования, и далее для перехода к следующему вопросу теста после выбора варианта ответа. После вывода результатов тестирования происходит завершение работы программы. Функция обработки события Click сравнивает номер выбранного ответа с правильным, увеличивает на единицу счётчик правильных ответов (если выбран правильный ответ) и активизирует процесс чтения очередного вопроса, когда вопросы исчерпаны, то функция выводит результаты на форму вывода результатов.

Проект содержит специальный текстовый файл, в котором находятся заголовок, раздел оценок, а также вопросы и альтернативные ответы. Чтение из файла очередного вопроса (вопрос, количество альтернативных ответов, номер правильного ответа) и его отображение выполняет подпрограмма функция voprosToScr. Сначала функция считывает строку из файла теста (вопрос) и выводит её в поле компонента label1. Затем считывает из файла строку вида N R, где:

N – количество альтернативных ответов;

R – номер правильного ответа.

Номер правильного ответа фиксируется в переменой right. После этого функция выводит альтернативные ответы.

Сразу после вывода вопроса кнопка «Дальше» недоступна. Сделано это для того, чтобы блокировать возможность перехода к следующему вопросу, если не выбран ответ на текущий вопрос. Доступной кнопку «Дальше» делает процедура обработки события Click на одном из компонентов OptionButton.

После того, как пользователь ответит на все вопросы, процедура itоg выводит результат тестирования. А саму процедуру itog вызывает процедура обработки события Click на командной кнопке (если вопрос, на который ответил пользователь последний, т.е. значение функции EOF равно True).

Разработанная программа тестирования проста в использовании, является универсальной, т.к. позволяет пользователю редактировать вопросы теста, количество которых не ограничено. В программе можно получить справку, а также информацию о назначении программы, вывести результаты тестирования на принтер.

В данном проекте реализованы все требования, выдвинутые при проектировании приложения, то есть создан программный продукт для использования его в учебных заведениях для облегчения и ускорения проверки знаний по литературе. Разработан контрольный пример, позволяющий проверить работоспособность приложения.

Н.Н. Тарасова