Любая профессия предъявляет к человеку, ею занимающемуся, определенные требования, на основании которых выделяются профессионально важные психологические качества, умения и навыки, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Применительно к профессии следователя вопрос определения профессионально важных качеств, которыми он должен обладать, традиционно рассматривался в тесной связи с психологическим изучением особенностей следственной деятельности. Более того, некоторые авторы ставили вопрос о необходимости формирования и развития профессионально значимых качеств следователя уже в процессе его обучения на специальности «юриспруденция» в высшем образовательном учреждении, а изыскание путей и способов осуществления этого выделялось в качестве одной из целей психологического изучения его профессиональной деятельности. Таким образом, чтобы определить, какие профессионально-психологические качества, необходимые следователю (как и любому профессионалу) для успешной деятельности, надо сформировать в процессе его обучения на специальности «юриспруденция», следует рассмотреть эту деятельность.
Дадим в общем виде психологическую характеристику следственной деятельности, включающую главные профессиональные особенности следственного труда, в основу классификации которых положена их процессуальная и психологическая значимость. Это следующие содержательные аспекты профессиональной деятельности следователя: подробная правовая регламентация; процессуальная самостоятельность, персональная ответственность; активность; значительная трудоемкость; чрезвычайное многообразие возникающих перед следователем психологических задач (например, противодействие заинтересованных лиц); творческий характер; властный, обязательный характер профессиональных полномочий; экстремальный характер деятельности; обязанность сохранять служебную тайну; дефицит времени; своеобразие внешних условий работы и др. Анализ данных аспектов показывает, что любой из них предполагает обладание специалиста качествами эмоциональной устойчивости, необходимой для эффективного выполнения служебных обязанностей.
Проведенное нами теоретическое исследование показало, что эмоциональная устойчивость практически не рассматривалась в области педагогической психологии. Не изучены в достаточной мере особенности эмоциональных переживаний у студентов-юристов, возможности эмоций в регуляции психических состояний в процессе учебной деятельности, а также способы формирования эмоциональной устойчивости. Для того, чтобы определить необходимость внедрения в общий учебный процесс специализированную программу профессионально-психологической подготовки, рассмотрим особенности профессиональной деятельности работника правоохранительных органов, в частности следователя.
Важными особенностями следственной деятельности, на наш взгляд, являются: ее экстремальность, конфликтный характер работы, противодействие ведению следствия со стороны участников предварительного расследования, также необходимо назвать наличие опасности, риска, отличительной чертой работы следователя также является внезапное изменение ситуации расследования, стрессогенность условий работы и дефицит времени. Особое внимание хотелось бы уделить такому фактору в оценке профессионально важных качеств, как нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста, согласно В.В. Романову данное качество включает в себя: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля за эмоциями и поведением, силу воли, работоспособность в критических вызывающих фрустрацию условиях. Также важны развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.
На наш взгляд, формирование психологической подготовки студентов-юристов требует особого подхода, так как это связано со специфическими особенностями их будущей трудовой деятельности как работников правоохранительной системы, условия которой определенным образом можно отнести к военным. Психологическая подготовка, приближенная к военной сфере – это тренировка психики будущего работника правоохранительных органов на ее устойчивость и общую активность. Формирование психологической устойчивости предполагает обладание умением преодолевать напряженность, которая может вызываться многими факторами профессиональной обстановки.
Применение приемов и средств психологической подготовки должно вырабатывать у будущих специалистов стремление к самовоспитанию воли, к активному самосовершенствованию, учению их сознательно управлять своими эмоциональным состояниями и регулировать свои действия и поступки в сложных условиях. Ведущим из аспектов в профессионально-психологической подготовке студентов-юристов должно быть формирование эмоциональной устойчивости, как одного из важнейших профессиональных качеств.
Эмоциональную устойчивость в контексте правовой деятельности можно рассматривать как психологическую характеристику надежности человека, в известной мере как функцию его интеллекта, воли, мотивации и психического образа решаемой профессиональной задачи.
Поэтому, проблема эмоциональной составляющей в профессиональной деятельности работника правоохранительных органов становится все более актуальной в настоящее время. В связи с выше сказанным, работники правоохранительных органов должны отличаться не только хорошим физическим здоровьем, но и достаточной психологической стойкостью, проявляющейся в способности к выносливости психофизических и стрессовых перегрузок, обладать высокой работоспособностью, иметь высокий уровень эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
А.С. Хромова