В условиях начавшихся стабилизационных процессов в экономике большое значение приобретает обеспечение интеграции трех основных элементов единой государственной экономической политики – денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и структурной политики.
Существенное влияние на развитие этих процессов оказывает деятельность Банка России, направления которой закреплены в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемых Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Основные направления содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики, которыми Банк России руководствуется в своей работе.
Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя их главным задачам экономической политики государства. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением, полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также зависит от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
Банк России предусматривает возможность корректировки количественных оценок целевых ориентиров денежно-кредитной политики при пересмотре официальных прогнозных показателей развития экономики России.
С целью внести вклад в стимулирование процессов стабилизации положения в реальном секторе, повысить эффективность проводимой денежно-кредитной политики с позиции ее воздействия на стимулирование позитивных сдвигов в макроэкономических процессах, Банк России с 1998 года начал осуществлять работу с предприятиями реального сектора экономики.
В основу работы по организации мониторинга в системе Банка России было положено всестороннее изучение опыта осуществления этой работы во многих центральных банках стран с развитой рыночной экономикой, которые широко используют результаты регулярного мониторинга предприятий для целей рефинансирования нефинансовых предприятий и отслеживания экономической конъюнктуры в реальном секторе.
Современный этап развития мониторинга предприятий в системе Центрального Банка России характеризуется следующими основными моментами.
В феврале 2000года был завершен подготовительный этап работы по переходу всех территориальных учреждений Банка России к работе по мониторингу предприятий. В результате c 1 марта 2000 г. по всей территории РФ осуществляется работа с предприятиями по ежемесячной оценке изменения экономической конъюнктуры и на ежеквартальной основе – по оценке финансового положения предприятий и изменения инвестиционного климата в реальном секторе экономики.
Результаты мониторинга предприятий практически используются сегодня для следующих основных целей:
- осуществление анализа важнейших тенденций на микроуровне как важнейшего элемента системы общеэкономического анализа и прогнозирования;
- создание системы опережающих индикаторов изменения экономических процессов для совершенствования проводимой денежно-кредитной политики;
- создание целостной системы анализа и прогнозирования региональной экономики;
- оценка текущих тенденций в сфере экономической конъюнктуры и прогнозирования их возможных изменений;
- комплексный анализ финансового положения предприятий в отраслевой и региональной структуре;
- оценка инвестиционной политики предприятий.
Временной график обработки и представления материалов построен таким образом, что позволяет не только оценивать состояние экономической конъюнктуры, финансового положения и инвестиционного климата в сроки, максимально приближенные к реальному времени, но и получать информацию об ожидаемых изменениях в ближайшие месяцы. Взаимодействие с конкретными предприятиями, встречи с их руководством позволяют сотрудникам Банка России глубже понять проблемы, стоящие перед предприятиями регионов и получить независимые оценки факторов экономического развития.
Анализ данных мониторинга проводится в различных статистических группировках – отраслевых, региональных, по категориям предприятий в зависимости от величины их активов. Сопоставление итогов мониторинга с данными официальной статистики показывает совпадение основных тенденций экономического развития и зачастую выявляется более хорошее экономическое и финансовое состояние предприятий – участников мониторинга.
Результаты мониторинга регулярно представляются Комитету по денежно-кредитной политике Банка России, его основным департаментам и, что важно, администрации каждого субъекта РФ. Эффективное использование результатов мониторинга реального сектора экономики позволяет оценить тенденции, связанные с динамикой размеров собственного капитала предприятий, обеспеченности оборотными средствами, потребности в заемных ресурсах, возможностей инвестирования капитала в расширение и модернизацию производства.
Особое значение сегодня приобретает использование результатов мониторинга при осуществлении Банком России операций рефинансирования, переучета векселей российских предприятий сферы материального производства, регулирования денежного обращения, инспектирования и санирования кредитных организаций.
В настоящее время можно выделить следующие основные задачи, которые предстоит решать Банку России в рамках развития и совершенствования работы по мониторингу предприятий:
- расширение и совершенствование систематизации выборки предприятий;
- совершенствование методологии экономического анализа;
- изучение спроса предприятий нефинансового сектора экономики на банковские услуги (по видам, качеству, возможности получения).
Опыт организации мониторинга предприятий в Главном управлении Банка России по Иркутской области
Главное Управление Банка России по Иркутской области приступило к практической реализации мониторинга предприятий в 2000 году.
На первом этапе реализации проекта было проведено совещание с руководителями предприятий г. Иркутска, что позволило привлечь к участию в мониторинге на добровольной основе 67 наиболее крупных предприятий структурообразующих отраслей экономики региона, являющихся основными экспортерами в области, а также крупными клиентами, учредителями и кредитозаемщиками кредитных организаций региона.
В целях дальнейшего расширения репрезентативности выборки предприятий в марте 2000 года к работе по практической реализации проекта мониторинга предприятий в системе Банка России были подключены все расчетно-кассовые центры Иркутской области
Участие расчетно-кассовых центров позволило максимально использовать возможности налаживания деловых контактов, необходимых для установления сотрудничества Банка России с предприятиями на местах, а также сокращения сроков прохождения документов.
Кроме этого, сектором экономического анализа и мониторинга предприятий было налажено регулярное взаимодействие с управлением банковского надзора, валютным управлением и управлением инспектирования с целью получения информации о предприятиях, являющихся акционерами и учредителями кредитных организаций, крупными кредитозаемщиками, экспортерами и импортерами.
Главное управление и расчетно-кассовые центры Иркутской области осуществляют работу, направленную на увеличение выборки предприятий, а также на закрепление полученных результатов. Состав участников мониторинга предприятий значительно расширился. По состоянию на 1 ноября 2004 года согласие на участие в системе мониторинга дали 238 предприятий и организаций Иркутской области, из них 98 предприятия промышленности, 26 транспорта, 12 связи, 22 строительства, 53 торговли.
Наибольшее количество предприятий привлечено на территории городов Иркутска и Шелехова – 41, г. Братска – 20, г. Зимы – 17, г. Тайшета – 16, г. Ангарска и Нижнеудинска – по 15 предприятий.
В составе предприятий, участвующих в мониторинге, 19,3 % являются акционерами и учредителями кредитных организаций области (в % к общему числу акционеров и учредителей), 21 % – крупными кредитозаемщиками (в % к общему количеству крупных кредитозаемщиков), 26,3 % – внешнеторговыми агентами (в % к общему количеству экспортеров, импортеров).
Обобщенные результаты конъюнктурного, инвестиционного и финансового опросов направляются Губернатору Иркутской области, руководству Главного управления, в управление банковского надзора, управление инспектирования коммерческих банков.
В Главном управлении налажено регулярное взаимодействие с руководителями предприятий Иркутской области. При отправке рассылочных материалов и анкет на имя каждого руководителя предприятия готовится сопроводительное письмо, с выражением благодарности за участие в работе по мониторингу.
В.М. Пахольченко