Тема работы: Развитие представлений о красоте в процессе музыкальных занятий детей старшего дошкольного возраста
Страницы: 70
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основой современной «Концепции дошкольного воспитания» является актуализация таких ценностей, как Добро, Красота, Истина. Поэтому, важным условием эстетического воспитания является приобщение детей к отечественной и мировой художественной культуре, где сосредоточены образцы красоты. Однако практика показывает, что дети в дошкольных учреждениях недостаточно соприкасаются с эстетическими эталонами.
Таким образом, возникает противоречие между значимостью красоты для развития личности и недостаточно осознанными путями развития представлений о красоте в процессе музыкальных занятий детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и выявленное противоречие позволили сформулировать тему нашего исследования: «Развитие представлений о красоте в процессе музыкальных занятий детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – разработка и экспериментальная проверка эффективности системы музыкальных занятий по развитию представлений о красоте детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие представлений детей.
Предмет исследования – развитие представлений о красоте детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Гипотеза исследования. Рассмотрев представление как образ предмета или явления, возникающий в сознании на основе прошлых восприятий, мы считаем, что развитие представлений о красоте детей старшего дошкольного возраста возможно в связи с проведением комплексных занятий, включающих пластическую, изобразительную, музыкальную деятельность, направленную на актуализацию красоты в различных видах искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определяются следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «представление»;
2. Проанализировать особенности развития представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте;
3. Разработать и апробировать систему музыкальных занятий, направленных на развитие представлений о красоте.
Методологическую основу исследования составили: положения Выготского Л.С. о взаимосвязи филогенеза и онтогенеза в индивидуальном развитии ребёнка; деятельностный подход в обучении и развитии детей, представленный в трудах Давыдова В.В., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., и др; основные положения и теории эстетического воспитания, освещенные в трудах известных отечественных и зарубежных фолософов, педагогов и психологов (Каган М.С., Неменский Б.М., Лихачев Б.Т. и др.).
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— анкетирование;
— методики Немова Р.С. («Нелепицы», «Чего не хватает на этих рисунках?».
— наблюдение за деятельностью дошкольников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий, включающая эффективные методические приёмы развития представлений о красоте детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ДОУ №15 п. Перевоз Бодайбинского района Иркутской области. Количество детей, принявших участие в эксперименте составило 30 человек.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа. Во время констатирующего эксперимента была проведена работа по выявлению уровня развития понятий о красоте детей старшего дошкольного возраста. В формирующем эксперименте проводился сбор, обработка, количественный и качественный анализ данных. После формирующего эксперимента обобщались результаты исследования, происходило окончательное оформление работы.
Сроки проведения исследования. Экспериментальная часть выпускной квалификационной работы проводилась с 26 июня по 18 сентября 2006 года.
Структура ВКР. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 56 источников, глоссария, 6 таблиц, 4 рисунков и 2 приложений.