Система образования — общественно-значимый, деятельный процесс, в результате которого человек, посредством знаний осваивая социальный опыт и культуру, приобретает способность действовать и творить.
Подготовка будущих специалистов одной из задач ставит самостоятельное обучение студентов, систематическое и планомерное повышение уровня своих знаний, как в процессе обучения, так и в ходе последующей профессиональной деятельности. Это необходимо для быстрой и правильной ориентации в складывающейся социально-экономической и политической обстановке, для умелого применения полученных знаний на практике.
Акцент на развитие творческих возможностей студентов в процессе обучения требует творческого подхода к методике преподавания. Традиционные способы образования уходят в прошлое. Авторитарный стиль преподавания, весьма широко распространенный до последнего времени, не способствовал развитию самостоятельности у студента. Суть нового подхода к образовательному процессу — отношение к человеку как высшей ценности, развитие его творческого потенциала.
Самостоятельная работа, предполагающая максимальную активность каждого, может способствовать глубокому овладению знаниями, но в то же время настраивать на выработку гражданской, политической позиции путем участия в дискуссиях, в свободных обменах мнениями, поиске аргументации.
Следует отметить, что важнейшими слагаемыми самостоятельной работы студента в вузе являются: слушание и записывание лекций, чтение учебной и научной литературы, конспектирование, выполнение контрольных работ, подготовка к семинарам, получение консультаций, сдача зачетов и экзаменов. Таким образом, многие формы учебного процесса имеют потенциал для организации самостоятельной работы.
Так, слушание лекций — это сложная и напряженная работа, направленная на усвоение излагаемого преподавателем учебного материала. Успех этой работы в значительной степени зависит как от подготовки студента к лекции, так и от самой её организации. Существует определенная система, которая позволяет активизировать совместную работу студентов и преподавателя на лекции. Первое, что делается в этом направлении, — предоставляется возможность студентам заранее ознакомиться с содержанием дисциплины через учебную программу. Далее предоставляются и краткие конспекты лекции. Такая практика апробирована как в зарубежных странах, так и в отечественных вузах, использующих прогрессивные методы организации дистанционного заочного обучения. Безусловно, подготовка кратких конспектов лекций требует достаточно большой предварительной работы преподавателей. Однако положительные последующие результаты свидетельствуют об эффективности таких усилий. Конспекты лекций, изданные в качестве пособий, а также представленные в электронном варианте, доступны для использования, доработки и совершенствования.
С моей точки зрения, любая лекция достигает положительного результата, если при изложении темы использовать таблицы, схемы, рисунки, выдержки из источников, статистические данные и иные материалы, позволяющие более углубленно и всесторонне воспринимать учебный материал, а также производить конспектирование. В контексте обсуждения самостоятельной работы представляется весьма актуальной и проблема компьютеризации процесса обучения. Так, компьютерные базы предоставляют возможность экономить время по поиску необходимого источника, делать копии для последующей самостоятельной работы, составлять библиографические списки источников для написания контрольных, курсовых и дипломных работ.
Таким образом, обладая возможностью заранее изучить необходимый материал и подготовиться к занятиям, студенты будут более активно вступать в дискуссию, обоснованно и аргументировано вести диалог, анализировать ситуации, отстаивать свои позиции на занятиях.
Одной из обязательных форм учебного процесса являются семинарские занятия. Они призваны углубить знания студентов, развивать навыки их самостоятельной работы, научить анализировать материал, делать выводы, обобщения, применять знания при решении задач.
Таким образом, студенты, получая предварительно объем заданий, самостоятельно готовятся к ним, определяя степень своего участия в учебном процессе. А активные формы практических занятий приучают студента к общению с аудиторией, прививают навыки публичных выступлений.
Активные методы позволяют повысить ответственность каждого участника за его личное образование, сделать процесс обучения более индивидуально-ориентированным. В ходе их проведения студент не только усваивает уже имеющуюся информацию, но и получает новые знания, самостоятельно решает предлагаемые задания, развивает творческое мышление и практические навыки, формирует готовность к будущей практической деятельности.
Далеко не полностью раскрыт в преподавании и такой вид игровой деятельности как кроссворды. Кроссворды способствуют выработке у студентов навыков работы со словарно-справочной литературой, овладению содержанием основных понятий изучаемого предмета в интересной игровой форме. Контролирующие возможности кроссвордов достаточно широки. Их можно использовать, контролируя подготовку к определенному занятию, а также для контроля знаний по определенной теме и проведения зачета в вузе по соответствующей дисциплине.
Для преподавателей может представлять интерес и такая форма закрепления и проверки знаний, как организация работы студентов по правилу «Знаешь сам — научи другого». Именно обучение других способствует усвоению материала на 90%. Самостоятельное преподавание требует от студентов организации творческих мыслей, способности быстро соображать, развития навыков выступления перед публикой. Они разрабатывают тщательные планы занятий, которые проводятся с применением интерактивных методов преподавания.
В заключение статьи следует отметить, что правильная организация работы со студентами является важнейшим звеном во всей системе учебного процесса, имеет решающее значение для обеспечения развития творческого и логического мышления, а также высокой успеваемости и формирования прочных знаний.
Вместе с тем, проблема активизации самостоятельной и творческой работы студентов требует дальнейшего поиска эффективных приемов и способов совершенствования учебного процесса. В частности, есть необходимость решения таких вопросов как:
- Создание базы данных типовых программ, модульных учебно-методических комплексов по каждой дисциплине.
- Разработка и внедрение новых методик преподавания с целью активизации и повышения эффективности творческой деятельности студентов.
- Обучение преподавателей новым приемам и методам работы, обобщение опыта работы новаторов, обмен опытом и его распространение.
- Создание, разработка и внедрение современных образовательных технологий.
Мерковский В.А.
Литература
- Пономарёв Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 302 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 238 с.
- Рошка А. Творческое мышление. Пути его определения и развития. — М.: Наука, 1971.