Психология

Развитие ценностно-смысловой сферы у студентов-психологов с разным уровнем интеллекта

Наше исследование посвящено изучению динамики ценностно-смысловой сферы у студентов психологов с разным уровнем интеллектуального развития.

Мы выдвинули предположение о том, что существуют отличия в структуре ценностных ориентаций у студентов с разным уровнем интеллекта.

Исследование проводилось на базе ИГПУ в г. Иркутске с 2004 по 2006 год. В исследовании приняли участие: на первом этапе 78 студентов, на втором этапе 52 студента психологического и естественно-географического факультетов очного отделения.

Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно–экспериментальная работа с использованием методик «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и «Свободно-культурный тест» Э. Кеттелла.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась применением статистических методов обработки и соотнесением полученных результатов с данными других авторов. В частности А.В. Серый проводил подобные исследования, используя метод срезов, мы же изучали систему ценностных ориентаций студентов на разных этапах обучения лонгитюдным методом.

Результаты «Свободно-культурного теста» показали, что на факультете психологии 57,9 % студентов обладают высоким уровнем интеллекта (от 110 до 140 баллов), 42,1 % средним (от 90 – до 110 баллов). Студентов с уровнем интеллектуального развития ниже среднего (ниже 90 баллов) не было выявлено.

На естественно-географическом факультете 34,6 % студентов показали высокие результаты по тесту, 50 % студентов – средние и 15,4 % справились с тестовым заданием ниже среднего.

Основываясь на полученных данных, студенты двух факультетов были разбиты на две группы. Первую группу составили студенты с высоким уровнем интеллекта, во вторую группу вошли студенты со средним уровнем интеллектуального развития.

Затем мы сравнили структуры ценностных ориентаций студентов первой и второй группы.

Полученные профили терминальных и инструментальных ценностей имеют как общее, так и особенное в двух выделенных группах студентов.

Исследование показало, что наиболее значимыми терминальными ценностями для студентов с высоким уровнем интеллекта являются здоровье, любовь, друзья, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь и счастливая семейная жизнь. Студенты первой группы выше оценивают познание и творчество.

Наименьшее предпочтение было отдано хорошей обстановке в стране, удовольствиям, равенству и красоте природы и искусства.

Максимальную значимость для студентов со средним уровнем интеллекта так же представляют ценности здоровья, наличия хороших и верных друзей, любви и счастливой семейной жизни. Значительное место занимает активная деятельная жизнь. Самое низкое положение принадлежит хорошей обстановке в стране, познанию, удовольствиям, творчеству и красоте природы и искусства.

Отличительной особенностью студентов со средним уровнем интеллекта является то, что ценность равенства стоит намного выше, чем у студентов с высоким уровнем интеллектуального развития. У них эта ценность занимает предпоследнее место.

Иерархия значимых инструментальных ценностей у студентов с высоким уровнем интеллекта выстроилась следующим образом: ведущая позиция была отведена ответственности, воспитанности, самоконтролю, образованности, аккуратности и жизнерадостности. Наименьший интерес представляют такие инструментальные ценности, как терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки и затруднения), чуткость, твердая воля, эффективность в делах, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других.

Наибольшее предпочтение вторая группа студентов отдает жизнерадостности, независимости, ответственности, самоконтролю, воспитанности и честности.

Следует также отметить, что студенты со средним уровнем интеллекта выше оценивают такие ценностные ориентиры как чуткость, терпимость к недостаткам в себе и других. А смелость, исполнительность, широта взглядов, наоборот ценятся ниже по сравнению с первой группой студентов.

Также как и в первой группе последние три места занимают эффективность в делах, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других.

Таким образом, основываясь на данных исследования, можно составить портрет ценностно-смысловой сферы личности студента с высоким и средним уровнем интеллектуального развития.

Так, студент с высоким уровнем интеллекта заботиться о своем здоровье, для него важны хорошие и верные друзья, духовная и физическая близость с любимым человеком. Он хорошо воспитан, уверен в себе и умеет радоваться жизни. В делах аккуратен и ответственен. Считает, что равенство и красоту природы и искусства не стоит делать целью своего существования.

Студент со средним уровнем интеллекта заботиться о своем физическом и психическом здоровье. Главное место в его жизни занимают друзья и любимый человек. Он жизнерадостен, активен и честен. Считает, что счастливая семейная жизнь важнее материальных благ. А хорошая обстановка в стране, равенство, братство и равные возможности для всех, намного важнее удовольствий, творчества и красоты природы и искусства.

В 2006 году мы провели повторное исследование, в котором приняли участие те же студенты, обучающиеся уже на 4 курсе университета. Повторный срез проводился для того, чтобы проследить развитие структуры ценностных ориентаций за время обучения студентов со 2 по 5 курс. Важно было понять, какие изменения произошли в иерархии ценностей студентов с разным уровнем интеллекта, какими жизненными ориентирами руководствуются те и другие на пороге 5 курса.

Анализ полученных данных показал, что «основная» структура терминальных ценностей осталась неизменной.

Однако следует отметить и некоторые изменения: так, у студентов с высоким уровнем интеллекта на первое место вышла активная деятельная жизнь, более высокий ранг заняла образованность, а ценность равенства спустилась еще ниже и заняла последнее восемнадцатое место.

Студенты со средним уровнем интеллекта выше стали оценивать уверенность в себе и самостоятельность. Жизнерадостное отношение к жизни одинакого высоко ценят студенты обеих групп.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют как сходства, так и различия в структуре терминальных и инструментальных ценностей студентов с разным уровнем интеллекта подтвердилась.

И тех и других сближают общечеловеческие ценности, такие как здоровье, друзья, любовь. Отличия связаны с разными способами реализации своего потенциала. Для студентов с высоким уровнем интеллекта важна ценность активной деятельной жизни, образованность и самоконтроль в достижении результата. Студент со средним уровнем интеллекта на пути к своей цели руководствуется честностью, ответственностью, ценит уверенность в себе.

В дальнейшем мы планируем продолжить лонгитюдное исследование, используя другие методы, для того чтобы углубить его и составить программу, направленную на развитие и осознание своих ценностей в студенческом возрасте, когда активно формируется система ценностных ориентиров.

Е.П. Володина, Л.И. Ларионова