Психология

Развитие творческого потенциала студентов вуза во внеаудиторной деятельности

Развитие творческого потенциала студентов во многом определяется содержанием и качеством общей, психолого-педагогической, предметной и методической подготовки студента. На это «работает» в какой-то степени вся система учебно-воспитательной работы. Но только в рамках аудиторной деятельности развить творческий потенциал личности студента весьма непросто, так как невозможно в полной мере создать оптимальные условия для этого. Поэтому задача учебного заведения заключается не только в выполнении требований Государственного образовательного стандарта, но и в том, чтобы развить творческий потенциал будущего специалиста, что ставит образовательное учреждение перед проблемой поиска дополнительных резервов. Таким резервом, по мнению многих исследователей, может служить внеаудиторная работа.

Однако анализ литературы по вопросу организации внеаудиторной работы дает основание утверждать, что среди исследователей пока нет единства в определении понятия «внеаудиторная работа» и «внеучебная работе».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что внеаудиторная работа, во-первых, является одним из средств воспитания готовности студентов к профессиональной деятельности, во-вторых, является дополнительным источником времени в системе учебно-воспитательного процесса и, в-третьих, организуется в рамках свободного времени студентов.

Причинами смешивания внеучебной и внеаудиторной работы является ряд одинаковых признаков, а именно:

они организуются в рамках свободного времени студентов, а часто и преподавателей;

обладают большой гибкостью и подвижностью направлений и форм работы, так как не связаны рамками обязательных программ;

содержание и формы работы зависят от запросов и интересов студентов, их профессиональных и личностных интересов, а также от предпочтений преподавателей и возможностей учебного заведения;

студенты в этой деятельности участвуют добровольно; в деятельность могут включиться все желающие.

Большинство исследователей отмечают, что внеаудиторная работа является прекрасной возможностью для включения студентов в коллективную творческую деятельность по формированию творческой индивидуальности будущего специалиста, что она обладает огромным потенциалом в формировании организаторских умений студентов, а также может способствовать их профессиональному самоопределению. Внеаудиторная работа дает дополнительные возможности для подготовки будущих специалистов к проведению воспитательной работы, поскольку такие её формы как вечера, праздники, диспуты, устные журналы, конференции, конкурсы, олимпиады, защиты творческих проектов, клубные объединения, экскурсии являются также формами организации воспитательной работы с воспитанниками. Организуя такие формы работы, студенты приобретают практический опыт, так как появляется потребность преобразовывать свои знания в практические действия, формируются профессионально-педагогические умения, развиваются необходимые для педагогической деятельности способности, вырабатываются профессионально значимые личностные качества, идет обогащение новыми знаниями.

В настоящее время исследователи обращают внимание на две основных цели внеаудиторной работы: профессионализацию и гуманизацию.

Ученые считают, что первая цель направлена на расширение и углубление знаний студентов об особенностях будущей профессии и развитие необходимых профессиональных умений, навыков, способностей и выделяют следующие направления профессионализации внеаудиторной работы: учет специфики факультета;

широкое использование разнообразных форм, отражающих специфику профессиональной деятельности будущего специалиста;

побуждение студентов к активной самостоятельной деятельности в целях овладения методикой воспитательной работы;

моделирование и разрешение проблемных ситуаций (совершенствование эмоциональной и волевой сфер личности будущего специалиста);

совершенствование профессиональных умений и личностных качеств будущих специалистов в процессе включения их в активную внеаудиторную деятельность;

психолого-педагогическая обоснованность методов и форм внеаудиторной работы со студентами.

Второе направление — это создание условий для включения студентов в разнообразные формы внеаудиторной работы, учитывая при этом индивидуальные и возрастные особенности, возможности, профессиональные интересы и стремления, развертывание студенческого самоуправления на основе инициативы и самостоятельности. Следовательно, внеаудиторная работа создает условия для реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональном — образовании. Поэтому важно так организовать внеаудиторную работу, чтобы удовлетворить профессиональные интересы и запросы каждого студента в той мере, в какой этого нельзя сделать на аудиторных занятиях.

В педагогической науке и практике определилось несколько классификаций форм внеаудиторной работы. Например, Л.В. Кондрашова выделяет групповую, факультетскую и институтскую формы работы; Т.Ж.Шилибаева по количественному охвату участников внеаудиторную работу делит на индивидуальную, групповую и массовую; Р.Х. Шаймарданов классифицирует эту работу по направлениям: нравственное, эстетическое, формирующее мировоззрение, углубляющее знания по предметам, а также коллективные творческие дела и личные творческие дела; З.К. Шнекендорф — по следующим направлениям: трудовое и профессионально ориентированное, нравственное, эстетическое, физическое; К.С. Соломатов разделяет формы на общие, универсальные, приобретающие ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания (лекции, вечера, диспуты, встречи, конференции) и специальные, отражающие специфику только одного какого-то направления внеаудиторной работы и его задачу (внеаудиторная работа в целях углубления знаний по предмету и расширению кругозора, кружки, научные общества, олимпиады).

Анализ сложившейся практики показывает, что многие учебные заведения не ограничиваются использованием только традиционных форм внеаудиторной работы, активно внедряя инновационные. Под инновационными процессами, понимаются процессы создания и освоения педагогических новшеств, а также их использование в практике обучения и воспитания.

Обратимся к инновационным формам внеаудиторной работы. В педагогическую практику все шире внедряется студия (изучение, старание). Отмечаются разночтения в определении понятия «студия». Во-первых, «это оригинальная учебно-воспитательная форма» (М.М.Шибаева); во-вторых, — это метод обучения и воспитания (О.Табаков, Б.Покровский); в-третьих, — это принцип взаимоотношений в искусстве и творческом коллективе (М.Розовский); в-четвертых, — форма художественного творчества (А. Демидова).

Студии существуют как своеобразный тип художественного коллектива (театральные, художественные, музыкальные). Они осуществляют авангардную миссию поиска новых форм художественного творчества и рассматриваются как тип коллектива, где решаются экспериментальные художественнопедагогические задачи. А деятельность участников характеризуется высокой степенью социальной активности, взаимопонимания, равенства, требовательностью и поддержкой, создающих микроклимат высокой духовности, гражданского подъема.

В последнее время в учебных заведениях многих стран стали появляться так называемые «рабочие мастерские». С давних времен мастерская — это место постижения секретов профессии, подготовки профессионалов. Сегодняшние мастерские — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена профессиональным опытом. Специфика такой работы в том, что в центр профессионального общения выносят демонстрацию методов освоения какой-то темы, решения проблемы, при активном участии всех присутствующих на занятии. Рабочая мастерская как форма внеаудиторной работы по формированию профессионализма будущих специалистов может:

знакомить с личностью Мастера, его методикой, профессиональной позицией, индивидуальным стилем деятельности;

создавать благоприятные условия для включения студентов в активную деятельность через самопознание, самооценку, самокоррекцию и самоинформирование своего профессионального «Я» при самопостроении своих знаний, умений, навыков;

чередовать индивидуальную и коллективную работу, способствующую самоутверждению каждого в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры; способствовать процессу творческого поиска и лично участвовать в нем; обеспечивать усвоение законов проблемного обучения через практическую деятельность; культивировать равенство всех участников, включая Мастера, так как все способны к творчеству, саморазвитию.

Как разновидность мастерской в практике получили распространение и мастер-классы, которые служат мостиком между наукой и практикой, вводят в лабораторию творчества мастера, являясь формами знакомства студентов с конкретным опытом, помогают осваивать на практике приемы и методы работы в альтернативной системе обучения, дают возможность диагностировать уровень своей готовности к профессиональной деятельности.

Следует также отметить, что организация внеаудиторной деятельности имеет и ряд негативных моментов:

нет системы и четкого планирования внеаудиторной работы;

эффективность внеаудиторной работы часто зависит только от инициативы и энтузиазма отдельных преподавателей, а администрация вуза этого вопроса почти не касается;

в подготовке внеаудиторных форм работы её организаторы слабо опираются на активность и самодеятельность студентов;

часто в работе принимают участие одни и те же студенты при пассивности большинства; во многих учебных заведениях наблюдается однообразное содержание внеаудиторной работы; преобладают мероприятия развлекательного характера;

разрозненность и несогласованность действий отдельных кафедр не позволяет объединить усилия по организации внеаудиторной работы на факультете и в учебном заведении в целом; отсутствует преемственность внеаудиторной работы от курса к курсу.

Комарова М.Ю.