Проблема социальной роли бизнеса в современном обществе, его социальной ответственности, необходимости увеличения социальных инвестиций, финансируемых бизнесом, приобрела сегодня особое значение. Ее поднимают государственные органы, сами предприниматели, представители гражданского общества. Особое внимание требует растущее значение поддержки процессов пополнения человеческого фактора, гармонизации общественных отношений, более полного удовлетворения широкого круга потребностей человека и общества как для экономического роста и успешного воспроизводства собственного экономического капитала, так и для разрешения социальных противоречий, появление которых неизменно сопровождает экономический прогресс, и поддержания и укрепления социальной устойчивости общества и его динамизма.
Проблематика социальной ответственности бизнеса приобретает все большее экономическое значение и для России, в том числе и для Иркутской области. В настоящее время крупные компании Иркутской области имеют достаточно стабильное экономическое положение, они заинтересованы вкладывать инвестиции в развитие бизнеса напрямую и косвенно, в том числе и вкладывать инвестиции в социальные программы, направленные в первую очередь на социальную защищенность сотрудников компании, направленные на привлекательность свободных рабочих мест в данных компаниях.
Целью социальной ответственности предприятия должно быть повышение благосостояния и общее повышение качества жизни.
Социальные программы в большинстве должно осуществлять государство, но на совершенном этапе их реализация не всегда возможна из-за отсутствия бюджетных средств.
В то же время современные бизнесмены заинтересованы в реализации социальных программ. Это можно объяснить следующими причинами – опережающий рост социальных потребностей населения по сравнению с ростом финансовых возможностей государственных органов на всех уровнях, и связанные с этим сложности в работе государственных систем и учреждений. Социальная работа бизнеса зачастую более адресна, целенаправленна и эффективна, ее адресаты относительно малочисленны. А также потребность в укреплении и демонстрации социальной солидарности в совершенном обществе, смягчение имущественного неравенства, поддержка социально уязвимых слоев населения. С одной стороны, это отражает общественные процессы социализации современного капитализма и гуманизации присущих ему общественных отношений. С другой стороны, это отражает господствующие в обществе моральные ценности, зрелость политически и экономически доминирующих социальных групп бизнеса, государственных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, стремящихся поддерживать социальную стабильность общества и возможную степень социального и материального благополучия населения, общественный консенсус относительно принципиальной приемлемости существующей общественной системы, и тем самым предотвратить раскол общества.
На современном этапе развития бизнеса возрастает роль корпоративной ответственности бизнеса. Эта философия поведения выстраивается деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцептом на следующие аспекты:
- создание привлекательных рабочих мест и инвестиции в развитие человеческого капитала;
- инвестиции в строительство жилья для сотрудников компаний;
- неукоснительное выполнение требований налогового законодательства;
- построение добросовестных отношений с органами государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях;
- эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости;
- учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
- вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.
По мере развития рынка происходит вовлечение местных сообществ.
Социальные инвестиции бизнеса – это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компании будет получен определенный социальный и экономический эффект.
Современный российский бизнес желает перейти от «хаотичной» благотворительности к социальному инвестированию.
Чрезвычайно важно при разработке политики развития социальной ответственности бизнеса определить инструменты воздействия на региональном уровне. Данную политику региональные власти должны проводить с учетом имеющихся ресурсов:
- налоговые;
- тарифные;
- финансовые;
- инфраструктурные;
- организационные.
Данные инструменты призваны обеспечить поддержку, содействие, стимулирование, регулирование развития системы социальных программ компаний.
Кроме того, следует определить субъекты, на которые будут распространяться те или иные инструменты региональной политики. Дело в том, что сейчас многие компании желают осуществлять социальные программы, и здесь важно установит критерии, по которым конкретные хозяйствующие субъекты будут подпадать под действие различного рода льгот и преференций. Очевидно, необходимым также является определение отдачи от вложенных ресурсов, предоставленных льгот, выпадающих объемов регионального бюджета, проработка возвратности потраченных средств, прогноз последствий всех плюсов и минусов для региона.
Рис. Основные инструменты региональной политики в развитии механизмов социальной ответственности бизнеса.
В настоящее время региональные власти должны выбрать приоритетное направление в развитии механизма социальной ответственности бизнеса на территории субъекта Российской Федерации. Одной из актуальных проблем в России является жилищная проблема, а также она остро стоит и в Иркутской области особенно в промышленно-развитых городах – Иркутске, Ангарске, Шелехово, Братске. В тоже время в этих территориях наблюдается определенная экономическая стабильность бизнеса и происходит миграция из отдаленных промышленно не развитых или слаборазвитых районов в крупные промышленные города Иркутской области. Менталитет россиян меняется, а также и его работодателя – необходимо брать кредит или заем для приобретения жилья. В Иркутской области разработан ряд программ областного значения в области жилья, причем эти программы в основном для молодых или для работников бюджетной сферы, а что же делать остальным и где взять бюджету дополнительные доходы для осуществления жилищных программ на муниципальном и региональном уровнях. Иркутская область обладает богатыми запасами сырья для производства строительных материалов, метало-бетонных конструкций, производства осветительных приборов, имеется огромный потенциал подготовки специалистов в области этих производств и жилищного строительства. Причем, эти вспомогательные производства размещены не в самих промышленно – развитых городах и районах Иркутской области.
Развитие и расширение данных производств могло бы снизить уровень безработицы и повысить уровень жизни в отдельных районах и занятости населения.
Одним из основных инструментов в развитии социальной ответственности бизнеса со стороны региональных органов власти может выступить льготное налогообложение в части налогов, уплачиваемых в региональный бюджет, на суммы, инвестированные в строительство жилья для сотрудников компании. На начальном этапе, конечно, бюджет может потерять определенную стабильную сумму доходов. Но бюджетная политика субъектов РФ должна рассматриваться как составная часть стратегии социально-экономического развития региона. Бюджетную политику необходимо формировать на достаточно длительный период времени с целью обеспечения решения социальных потребностей населения субъекта РФ и реализации жилищной проблемы через принципы социальной ответственности бизнеса.
Налоги, поступающие в региональный бюджет Иркутской области
Вид налога | Доля налога, зачисляемая в региональный бюджет |
Налог на прибыль | 72,9 % |
Акцизы на ГСМ | 60 % |
Налог на доходы физических лиц | 70 % |
Налог на имущество организаций | 100 % |
Транспортный налог | 100 % |
Налоги, поступающие в местный бюджет Иркутской области
Вид налога | Доля налога, зачисляемая в местный бюджет |
Налог на доходы физических лиц | 10 % |
Земельный налог | 100 % |
Налог на имущество физических лиц | 100 % |
Из вышеперечисленных таблиц видно, что с развитием сопутствующих жилищному строительству определенная доля налогов будет восполнять изъятые на льготы налоги регионального бюджета. Причем восполнение будет происходить с «первого» дня начала подготовки к строительству жилого дома (см. схему «Механизм восполнения упущенных налоговых доходов регионального бюджета»).
Возможные налоговые поступления в региональный бюджет от создания добавочной стоимости сопутствующими производствами (на первом этапе «Строительство жилого дома – сопутствующие производства») при строительстве жилого пятиэтажного дома стоимостью 50 млн. руб.
Направления затрат | Доля % в объеме строительства | Сумма налога в региональный бюджет (тыс. руб.) | ||||||
Налог на прибыль | Акцизы | НДФЛ | Транспортный налог | ЕСН ТФОМС | Налог на имущество организаций | Итого | ||
Транспортные предприятия | 5 % | 105 | 36 | 28 | 120 | 3 | 480 | 772 |
Предприятия строительных материалов | 50 % | 1575 | 75 | 410 | 50 | 36 | 510 | 2656 |
Проектно-конструкторские организации | 12 % | 126 | 262 | 58 | 7 | 453 | ||
Коммерческие банки | 1 % | 16 | 84 | 5 | 1 | 106 | ||
Страховые компании | 1% | 13 | 11 | 1 | 1 | 26 | ||
Зарплата | 3 % | 164 | 15 | 179 | ||||
Строительные работы | 10 % | 420 | 2 | 41 | 7 | 4 | 100 | 574 |
Ремонтные и отделочные работы | 3 % | 221 | 5 | 1 | 5 | 232 | ||
Учебные заведения | 1 % | 11 | 17 | 2 | 30 | |||
Юридические агентства | 1 % | 53 | 19 | 2 | 1 | 75 | ||
Производство электрооборудования | 2 % | 17 | 6 | 4 | 1 | 2 | 30 | |
Имущество строительной организации | – | 100 | 100 | |||||
Производство электроэнергии | 2 % | 210 | 21 | 34 | 12 | 3 | 10 | 290 |
Строительство внутренних и внешних сетей | 6 % | 95 | 2 | 33 | 15 | 3 | 30 | 179 |
Внешнее благоустройство | 3 % | 84 | 2 | 22 | 4 | 2 | 1 | 115 |
Итого | 100 % | 3047 | 400 | 874 | 270 | 85 | 1241 | 5917 |
Условно принято, что срок строительства жилого дома ~ 1 год.
В настоящее время средний срок строительства жилого пятиэтажного многоквартирного дома занимает менее одного года, то есть с «первого» дня строительства создается добавленная стоимость и бюджет начнет восполнять эти налоговые потери, а далее в определенной зависимости развиваются и другие производства и сфера услуг, а они все также являются налогоплательщиками и от них доходы также будут поступать в региональный бюджет, то есть будет проявляться мультипликативный эффект.
Для бюджета основным вопросом является срок восполнения изъятых налоговых доходов в виде льготного налогообложения. С учетом развития и дополнительного расширения сопутствующих производств средний срок восполнения доходной части бюджета в среднем может составить 3 года. Кроме того, при эксплуатации нового жилья стабильные налоговые поступления увеличатся от предприятий жилищно-коммунальной сферы, производителей и продавцов продукции, работ, услуг, для дома, так как каждый жилец будет наполнять свою квартиру – мебелью, использовать отделочные материалы, осветительными приборами и т.п.
Региональный бюджет | Местный бюджет | ||
1. Налог на прибыль | 1. НДФЛ | ||
2. Акцизы на ГСМ | 2. Земельный налог | ||
3. НДФЛ | 3. Налог на имущество физических лиц | ||
4. Налог на имущество организаций | |||
5. Транспортный налог |
Схема «Налоговые поступления (стабильные) от эксплуатации вновь созданного жилья».
На региональном уровне в настоящее время необходимо формировать законодательную базу для закрепления и запуска с целью функционирования механизма льготного налогообложения крупных компаний для инвестирования или жилищного строительства, так как этот механизм решает проблемы занятости населения, обеспечение жильем, пополнение доходной части (налоговой) регионального и местного бюджетов за счет создания дополнительной добавочной стоимости в результате расширения сопутствующих производств жилищному строительству.