Социально-экономическое развитие

Реформа банковской системы Китая

Китай является одним из лидеров мировой экономики. Он становится важным фактором мирового экономического развития. Настойчивые усилия китайского правительства завершились принятием КНР во Всемирную торговую организацию (11 декабря 2001 года).

Но для вступления в ВТО Китаю необходимо выполнить некоторые требования, в частности, провести реформу финансового сектора. Основой в нем является банковская система, так как занимает 91 % в общем объеме активов. Поэтому реформа финансового сектора связана, прежде всего, с банковской сферой.

Банковская реформа проводилась и раньше, в результате чего была создана двухуровневая система. Во главе стоит народный банк Китая, выполняющий функции центрального банка и осуществляющий макроуправление и контроль в финансовой сфере всей страны. Второй уровень представлен государственными коммерческими банками или банками «большой четверки», занимающими 69 %, также входят акционерные коммерческие банки (14 %), сельские кредитные кооперативы (12 %) и, наконец, банки с иностранным капиталом (5 %).

Несмотря на достигнутые успехи, вступление в ВТО поставило перед руководством страны новые задачи. Необходимо снять ограничения для работы иностранных банков в стране, должна быть завершена реформа госбанков, иначе они могут оказаться недостаточно конкурентоспособными на мировом рынке.

Основу банковского сектора составляют банки «большой четверки», в течение долгого времени они вели кредитование госпредприятий без учета их кредитоспособности. Это привело к накоплению большого количества «плохих» кредитов. Поэтому в 1999 г. были созданы четыре государственные компании, которые должны были реализовать «плохих» кредитов на сумму в 1,4 трлн. юаней. Им удалось реализовать 400 млрд юаней, оставшийся 1 трлн. мог превратиться в убытки в связи с отсутствием возможности его реализовать.

В целом же процесс шел медленно, поэтому в 2003 г. Было принято решение о создании комитета по контролю и регулированию банковской деятельности в Китае. Основными направлениями его деятельности стали реформа госбанков и сельских кредитных кооперативов, а также борьба с «плохими» кредитами.

Реформа сельских кредитных кооперативов связана с тем, что они являются главными кредиторами в сельской местности, но при этом многие из них нерентабельны. Поэтому для повышения уровня эффективности их работы необходимо внести ясность в структуру их собственности, совершенствования внутреннего контроля, повышения качества услуг. Ранее был начат процесс превращения более мелких в более крупные и перегруппировки кооперативов. Это заслуживает того, чтобы быть продолженным.

Вторым направлением деятельности Комитета является реформа государственных банков. В 2004 г. Банк Китая был преобразован в акционерное предприятие с уставным капиталом 186,39 млрд юаней ($ 22,5 млрд). Вторым стал Строительный банк, превратившейся в акционерную компанию с ограниченной ответственностью с капиталом 194,23 млрд. юаней. После реформирования эти банки стали современными и стабильными организациями, обладающие обширными финансовыми ресурсами, имеющими четкую систему внутреннего контроля и приносящими устойчивый доход. Следующими в очереди за спасением стоят Промышленно-торговый банк Китая и Сельскохозяйственный банк. Оздоровление их обойдется еще в $ 55 млрд.

Третьим и основным направлением является борьба с «плохими» кредитами. Основными причинами их образования стали: на 30 % из-за сохранения элементов административного планирования, еще на 30 % в связи с поддержкой, оказанной госпредприятиям, на 15 % в связи с закрытием или слиянием предприятий некоторых отраслей, в том числе и военной отрасли, на 10 % в связи с низким уровнем развития норм правовой системы или плохим знанием законодательства. Для борьбы с неработающими кредитами необходимо разработать систему мер. Дать возможность продавать «плохие» кредиты и, соответственно, права на задолженность компаниям-операторам или другим инвестиционным институтам в Китае или за границей. Разработать льготную и стимулирующую политику, чтобы банки имели заинтересованность в использовании своей прибыли для погашения «плохих» кредитов. При реализации «плохих» кредитов должны соблюдаться рыночные принципы. Основные мероприятия и впредь должны развиваться в плане оказания давления на погашение «плохих» кредитов, запуска судебных дел и аудиторство по «плохим» долгам. Качество вновь предоставляемых кредитов должно жестко контролироваться, Контрольный надзор за бизнесом и контроль за риском должны быть расширены. С 1999 по 2002 снижение «плохих» кредитов составило около 250 млрд. юаней, в 2004 г. их объем достиг $ 205 млрд., что составляет более 13 % от суммарных банковских активов, 20–45 % кредитного портфеля китайских банков.

После вступления в ВТО Китай принял комплексные меры по расширению доступа иностранцев в банковскую отрасль страны. Сейчас число городов, где зарубежные банки могут заниматься операциями в юанях, возросло до 13 (Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нанькин Чэнду, Чунцин и другие) и это не окончательное количество. С декабря 2003 года зарубежным банкам было разрешено оформлять операции в юанях для отечественных предприятий, это позволило им дополнительно увеличить прибыль на 37 %. По состоянию на конец октября 2004 года в Китае зарегистрированы 204 операционных учреждения 62 банков 19 стран и регионов мира, а также 223 представительства зарубежных банковских структур.

Известно, что потребительский кредит занимает важное место в стратегии по стимулированию внутреннего спроса в целях ускорения экономического развития. В 1998 году центральным банком была установлена правовая основа для такого бизнеса, когда были выпущены положения по управлению кредитами на жильё, автомашины, образование и общее потребление. Однако оказалось, что не всё однозначно потребительском кредите. Имеется в виду необходимость защиты кредитов, предоставляемых под недвижимое имущество. Опасность заключается главным образом в продаже домов. Если застройщики не смогут продать свои дома, то они не смогут погасить полученные кредиты. Сложится также проблематичная ситуация, если и покупатели жилья не смогут возвратить свои заимствования. И то, и другое усугубляет проблему «плохих» кредитов банков. В июне 2003 года центральный банк выпустил циркуляр, требующий от коммерческих банков четкого выявления отклонений от норм в деятельности проектировщиков недвижимого имущества в целях снижения их чрезмерного стремления к банковскому кредитованию. Центральный банк потребовал также от коммерческих банков повышения требовательности при кредитовании покупателей домов, приобретающих более одного дома.

И ещё два вопроса, которые тесно стыкуются между собой. Речь идет о кредитовании мелкого и среднего бизнеса и создании частных банков. Мелкие и средние предприниматели относятся к слабым звеньям рыночной экономики, они часто не в состоянии представить кредиторам эффективные гарантии или действующие кредитные счета. Они стремятся расширить свой бизнес, однако испытывают недостаток средств. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании небольших частных банков, обычно носящих местный характер, которые бы финансировали частные виды бизнеса, а также внесли конкуренцию в банковскую сферу Китая и создали конкурентный рынок, на котором государственные и частные банки будут конкурировать на равных условиях.

Несмотря на то, что срок, данный Китаю на либерализацию, подходит к концу, результаты далеки от идеальных. Банки «Большой четверки», долгое время находящиеся под контролем государства, не могут быстро перестроиться. Банкам пока не хватает знаний и опыта, чтобы эффективно работать на рынке. Они не используют возможности, предоставляемые научно-техническим прогрессом (Интернет), для проведения онлайновых операций и т.д.

Н.О. Погудина