С точки зрения экономики жилищно-коммунальное хозяйство – одно из самых масштабных производств. В России 55,7 млн. квартир общей площадью 2,8 млрд. кв.м. При этом жилищный фонд РФ составляет лишь 30 % всего воспроизводимого недвижимого имущества страны, включающего предприятия, офисные помещения, магазины, больницы и школы. Все это снабжается теплом, водой, худо-бедно содержится жилищно-коммунальными службами. По информации Госстроя России в городах расположено примерно 72,4 % жилищного фонда, а в сельской местности – 27,6 %. В городах жилье оборудовано водоснабжением на 86,7 %, канализацией – на 84,5 %, центральным отоплением – на 87,8 %, горячим водоснабжением – на 76,8 %, ваннами – на 79,5 %, электрическими плитами – на 21,6 %, газом – на 68,7 %. Для бесперебойной работы такого хозяйства нужны немалые средства.
В общей сложности оборот российского рынка коммунальных услуг, по официальной оценке Госстроя России, в 2003 г. составил 500 млрд. рублей. В 2004 г. должен был быть достигнут уровень в 700 млрд. рублей – это та сумма, которой достаточно для создания в этой отрасли нормального рыночного сектора услуг.
Но дело не только в деньгах. Россия знает немало примеров, когда финансовые вливания не помогли целым отраслям экономики выйти из кризиса (так было с сельским хозяйством). Деньги работают только тогда, когда люди знают, как ими распорядиться наилучшим для дела образом. Поэтому судьбу реформы ЖКХ государство намерено передать в руки предпринимателей.
В необходимости реформирования ЖКХ ни у кого не вызывает сомнения Никто не спорит, что люди при деньгах должны платить по полной программе, а у кого нет такой возможности, должны иметь какое-то послабление от государства. В нормальном цивилизованном мире так и практикуется, все платят столько, сколько стоят услуги. Но даже если мы будем платить за коммунальные услуги по максимуму, нет никакой гарантии, что и предоставлять услуги будут в нужном нам объеме. Платить нужно только за то, что мы получили. А пока мы сталкиваемся с такой картиной: мы платим и ничего за это не получаем. Ведь в правовом плане ничего не поменялось: услуги делают одни, платят другие, работу принимают третьи. И те, кто платит деньги, не имеют ни малейшей возможности контролировать, куда их деньги идут и на что их тратят. И, вообще, кто и как определяет цены на услуги, кто и как отвечает за исполнение обещанных услуг, кто и как их выполняет?
Самым важным вопросом реформы ЖКХ является вопрос о правовых обязательствах сторон, которые участвуют в процессе выполнения жилищно-коммунальных услуг, то есть, о том, кто заказывает услугу, кто за нее платит, кто выполняет услугу, кто принимает работу и контролирует ее объем, кто несет ответственность за качество выполненных работ.
Все это должно формироваться на основе добросовестной рыночной конкуренции, это четко и однозначно можно сказать на основе обычного рыночного опыта. Только конкуренция на рынке услуг может создать реальную цену. Может, она будет больше тарифа, может – меньше, пока мы не можем сказать, но в нашем случае конкуренция между жилищно-коммунальными конторами бессмысленна в силу естественно-монопольного характера их деятельности.
Одним из важнейших элементов реформирования ЖКХ является переход на регулирование отношений между гражданами и коммунальными службами посредством индивидуальных договоров о техническом обслуживании. Договор должен полностью соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ, предусматривать все необходимые взаимные права и ответственность сторон вплоть до возможности применения гражданами штрафных санкций к коммунальным службам. К договору должны прилагаться все необходимые расчеты и обоснования по всем видам работ, сметы, расценки, расчеты доли каждого жильца в оплате работ. При изменении расценок коммунальные службы должны предоставлять обновленные обоснования стоимости своей работы. Договоры должны предусматривать ежемесячное предоставление гражданам подробных счетов с указанием отдельной строкой каждого платежа. Договоры должны предусматривать предоставление жильцам отдельных счетов за проведение всех видов разовых работ (ремонт, благоустройство и т.п.), снабженных подробным технико-экономическим обоснованием.
Это позволит гражданам оплачивать только те услуги, которые реально предоставляются, и оплачивать только реально выполненный объем работы. Кроме того, полноценный договор сделает экономические отношения в коммунальной сфере почти полностью прозрачными и в разы снизит уровень коррупции, так как позволит любому гражданину посадить в тюрьму коммунального мошенника.
Актуальность реформы ЖКХ видно невооруженным глазом. Во многих городах такие реформы уже прошли (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Владивосток и т.д.) в других идут или только начинаются. В Иркутской области на данный момент проведена реформа ЖКХ в г. Ангарске, разворачиваются в г. Шелехов и отдельных районах г. Иркутска. Предлагаются разнообразные схемы, варианты, ведутся бурные дискуссии. По поводу этого всего можно сказать следующее: несомненно, реформа ЖКХ нужна, но какими усилиями она будет достигнута, никто не знает, покажет время, хотя уже точно известно, что пора выходить на более высокий уровень предоставления коммунальных услуг, и тогда мы будем получать те услуги, которые заслуживаем.
В.В. Остапенко, А.В. Филичкин