Стратегическое значение восточного региона страны в системе социально-экономического и политического развития России на рубеже XVIII–XIX вв. предопределило индивидуализацию судебной политики, проводимой в отношении Сибири с учетом стратификации населения.
Проведенный в этой связи во время пребывания на посту генерал-губернатора М.М. Сперанским анализ состояния «сибирского общества» позволил последнему предложить введение в Сибири «поразрядной» системы городского суда, основанной на подразделении сибирских городов на три категории.
В состав первой категории согласно принятому в 1822 г. «Сибирскому учреждению» определялись крупные города Восточной Сибири, ведущее место среди которых занимал Иркутск. Выгодная кяхтинская торговля с Китаем пушниной (соболи, бобры, выдры, лисицы, горностаи, песцы, белки, хорьки, котики и т.д.) и промышленной продукцией (слюда, железо, серебро, свинец, кожевенные изделия и мыло), превратившая Иркутск в перевалочный пункт транзитной торговли, в значительной мере способствовала усилению позиций зарождавшейся местной буржуазии, стремившейся к законодательному закреплению своих экономических и политических прав.
С этой целью правительство, заинтересованное в повышении доходности Восточно-Сибирского края, предоставляет градскому обществу право самостоятельно, без давления гражданской администрации губернии, осуществлять выбор главы общегородского сословного органа управления – Градской думы, вверив последнему отправление судебных функций в отношении мещан, мастеровых, цеховых и купечества.
Включив органы городского самоуправления в систему местных судебных учреждений, сибирское законодательство предусматривало создание под руководством градского головы Городового суда, состоявшего из выборных городового судьи, двух заседателей и «положительного» числа кандидатов, замещавших их по случаю болезни или временного служебного отсутствия.
Помимо собственно торгующих людей в Иркутске, расположенном на всем «угожем» месте, было сосредоточено значительное число московских, вологодских, тульских, соликамских, курских, суздальских, тобольских, томских и енисейских купцов, остро нуждавшихся в скорейшем разрешении в условиях широкого распространения ямщины (перевозки товарных грузов) тяжебных исков. Осознав насущную потребность общества в безотлагательном разбирательстве купеческих дел, правительство «Учреждением …» 1822 г. предписывало создать при Городовом суде на прежнем основании постоянно действующий торговый Словесный суд из двух судей, ежегодно избираемых городским сообществом.
Одновременно со Словесным судом «Учреждением …» 1822 г. предусматривалось создание городского Сиротского суда, присутствие которого состояло из главы градского общества, городового старосты и двух членов магистрата. Исполнение городским Сиротским судом вверенных ему функциональных обязанностей заключалось, прежде всего, в доставлении сиротам, оставшимся после смерти родителей, «достаточного их прежнему положению призрения и нравственного образования». Определение опекунов к сиротам сопряжено было с возникновением гражданских тяжб, связанных с наследством умершего. Вследствие этого частым явлением для Иркутского Сиротского Суда становится назначение «попечителей над имуществом умершего для дачи ответа по факту предъявленного иска».
Введение «Учреждением» 1822 г. поразрядной системы сибирских городов способствовало выделению второй категории, включавшей средние по численности населения посады. На территории Восточной Сибири к ним причислялись такие города как Верхнеудинск, Нерчинск, Троицкосавск и т.п. В соответствии с сибирскими узаконениями в качестве органа, отправлявшего судебные функции в отношении жителей данных городов, выступала Ратуша, представленная городовым судьей, двумя заседателями и тремя кандидатами, избираемыми посадом на случай их временного отсутствия. Рассмотрению ратушей на правах первой инстанции подлежали незначительные гражданские тяжбы и маловажные уголовные дела мещан, мастеровых и купечества. В ведение органов городского самоуправления передавались и третейские дела, затрагивавшие интересы местных торговцев и проезжих купцов, а также вопросы, связанные с установлением опеки и попечительства.
По отношению к городам третьей категории, объединявшей малолюдные посады в виде Нижнеудинска, Киренска, Селенгинска, Баргузинска, судебные функции вверялись городовому старосте, обладавшему правом разрешения в качестве первой инстанции лишь незначительных судебных споров: «частных долгов, питейных сборов, ссор, драк и прочих запрещенных законами проступков».
Создание в Восточной Сибири узаконениями 1822 г. трехразрядной системы городских судов впоследствии было дополнено учреждением особых коммерческих судебных инстанций. Ввиду этого городскому купечеству было предоставлено право учреждения «торговых депутаций», призванных на правах третейского суда рассматривать правомерность заключавшихся Иркутским и иногородним купечеством, а также лицами других сословий торговых сделок.
Богатство Восточной Сибири полезными ископаемыми, наличие местных продовольственных ресурсов и рабочей силы в лице ссыльнокаторжных обусловили становление Горного суда, призванного рассматривать гражданские тяжебные иски горнозаводского населения стоимостью ниже 100 рублей. Уголовные дела подведомственного Горному суду населения передавались в ведение действовавших на местах военных инстанций.
Таким образом, в результате целенаправленной судебной политики в Сибири в первой половине XIX в. сложилась разветвленная система специализированных судебных инстанций.
О.А. Авдеева