Коммуникации в сфере туризма

Религиозные предпочтения современной молодёжи

Религия формирует мировоззрение человека. Сегодня на территории России, кроме мировых религий, много различных религиозных направлений и сект, которые являются часто опасными для молодого поколения.

За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы. В отечественной литературе они получили название нетрадиционных религий. На Западе, где их именуют «новыми религиями», они начали возникать в 70-80-е годы XX века. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 «новых религий». Правда, многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока. В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 1980-х годов. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.

В ситуации, где столько тоталитарных сект и новых религий, необходимо иметь свою позицию и правильное мировоззрение. Тоталитарные секты пытаются агрессивно навязать свои взгляды и своё мировоззрение. Секты сегодня — это «новый вид бизнеса», влияющий на сознание человека и на его имущество. Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалипсического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

Цель работы: проанализировать религиозные предпочтения студентов ИГУ (на примере студентов факультета сервиса и рекламы).

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Дать характеристику религиозной идентичности населения страны.
  2. Проанализировать религиозные предпочтения студентов сервиса и рекламы.

Тема актуальна, так как в современном мире много опасных религиозных направлений и выбор правильного мировоззрения в жизни человека определяет его статус в обществе.

Долгое время в России насильственно насаждался атеизм. В 1990 году был принят закон «О свободе вероисповеданий», позволивший религиозным организациям освободиться от государственного вмешательства в конфессиональные дела, а верующим — свободно исповедовать свою веру. После распада СССР, в последнее десятилетие XX века атеизм улетучился почти мгновенно, без какого-либо сопротивления. Стала приобщаться к религиозной вере молодёжь, так сказать, «с чистого листа». Активно стали вторгаться в жизнь россиян и разнообразные секты. После распада СССР появляется более 800 тыс. сект различных направлений.

Секта (от лат. «следую») — тип религиозной организации, оппозиционной традиционно господствующему вероучению. Секта противопоставляет себя системе общепринятых религиозных и светских норм и функционирует как контркультура. Наиболее опасны тоталитарные секты. Это организации, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан, зачастую существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельность. Поскольку молодёжь является более уязвимой частью общества, то закономерен интерес о религиозной предпочтительности молодёжи.

По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведённого в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям: православие — 75%, ислам — 5 %, католицизм, протестантство, буддизм, иудаизм — по 1 %, другие конфессии — около 1 %, неверующие — 8 %

Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) были проведены также исследования по посещаемости храмов и проведению ритуалов всеми возрастными категориями. Данные опубликованы 19.02.2012 года. Опрошено 1600 респондентов в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Доля россиян посещающих храмы-71%, раз в месяц в церковь ходят-7%, время от времени-30%, редко-34%, не посещают храмы -26%, доля россиян пенсионного возраста-11%, молодёжь-5%.

Самый соблюдаемый ритуал: ставить свечи-81%, разговаривают с Богом- 38%, читают молитвы-31%, прикладываются к мощам-27%, подают милосты- ню-33%, освещают вещи-9%, просто наблюдают за происходящим-11%.

Выводы: после распада СССР значительно возросло количество верующих в России. Эта динамика наблюдается во всех конфессиях.

Большой процент людей посещает храмы для «общения с Богом», что говорит о важности духовного воспитания и его влияния на душевное состояние человека. Поскольку формирование мировоззрения очень важно в жизни молодежи, необходимо вовремя уделять внимание их духовному воспитанию. В связи с этим проводятся различные опросы населения. О популярности веры в древние религии молодых людей свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (в процентах):

результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения

Данные опроса свидетельствуют, что молодежи не свойственно критическое мышление, ее сознание доверчиво открыто всему таинственному и непознанному наукой, она впитывает как религиозные учения, так и магию, оккультизм и проч.

С целью выявления религиозных предпочтений в марте 2012 года было проведено исследование среди студентов ИГУ (в основном среди студентов факультета сервиса и рекламы). Автором обработано 204 анкеты, возраст респондентов -17-25 лет.

Верите ли вы в существование Бога Да -168 человек- 82%

Нет -21 человек- 10%

Затруднились с ответом- 15 человек — 8%

Верят в высшие силы Да -124 человека-60%

Нет — 35человек 17%

Затрудняются с ответом о существовании высших сил — 45человек-23% Относят себя к:

Верующим — 71 человек- 35%

Атеистам — 24человек- 10%

Православным — 99человек- 49%

Католикам, иудаистам, мусульманам, шаманистам — менее- 1%

Буддистам — 9 человек- 5%

Другие религии:

Протестантство (1 чел.), Агностицизм (1 чел), Родноверие (1 чел.), Вера во всё живое (1 чел.) — менее 1%

  • посещаемости храмов респонденты заявили, что:
  • Посещают храм 1 раз в неделю — 6 человек- 3%
  • 1 раз в месяц-25 человек- 10%
  • По большим религиозным праздникам — 40 человек-19%
  • 1 раз в год и реже -80 человек- 40%
  • Не посещаю храм -34 человек- 28%

Проведенный опрос показал:

  • — большинство современной молодежи живет с верой в существование Бога (82% из опрашиваемых). Среди студентов 10% настроенных атеистически.
  • — среди верующих студентов преобладает православная вера — 49%
  • — несмотря на соотнесение себя с верой в Бога, посещение храмов обозначено низким процентом — 40% опрошенных посещают храм реже 2 раза в год;
  • — опрос не выявил принадлежность к опасным религиозным течениям и сектам, что свидетельствует о правильном мировоззрении студентов, не склонных поддаваться влиянию тоталитарных религиозных организаций.

В заключении важно изложить, что новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое мироощущение, стремящиеся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше трудное время, в период культурно-морального кризиса, особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому. Нетрадиционные вероучения умело используют фрагменты различных древних культов и достижения современных наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в обрядах — оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.

Результаты анкетирование выявили, что студенты факультета сервиса и рекламы не являются членами какой-либо опасной секты и имеют:

  • в основном правильное отношение к религии и к различным «религиозным организациям»,
  • толерантны по отношениям к другим конфессиям,

Человек должен быть образованным во всех аспектах, знать основы мировых религий, чтоб не поддаться влиянию сектантов.

Джавадов А.Р., Пядушкина И.И.

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 29 сентября 1997г. .[Электронный ресурс] —
  2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб, пособие. / В.И.Гараджа. — 2-е изд.. дополненное. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 351 с.
  3. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / М.Н. Губогло. — М; Наука, 2003. — 764стр.
  4. Мунчаев Ш.М. Религия: история и современность. / Ш.М.Мунчаев. — М: Культура и спорт, 1998. -264 стр.
  5. Словарь религии народов современной России. — М.: «Республика», 1999. — 624стр.