Религия формирует мировоззрение человека. Сегодня на территории России, кроме мировых религий, много различных религиозных направлений и сект, которые являются часто опасными для молодого поколения.
За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы. В отечественной литературе они получили название нетрадиционных религий. На Западе, где их именуют «новыми религиями», они начали возникать в 70-80-е годы XX века. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 «новых религий». Правда, многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока. В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 1980-х годов. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.
В ситуации, где столько тоталитарных сект и новых религий, необходимо иметь свою позицию и правильное мировоззрение. Тоталитарные секты пытаются агрессивно навязать свои взгляды и своё мировоззрение. Секты сегодня — это «новый вид бизнеса», влияющий на сознание человека и на его имущество. Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалипсического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.
Цель работы: проанализировать религиозные предпочтения студентов ИГУ (на примере студентов факультета сервиса и рекламы).
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- Дать характеристику религиозной идентичности населения страны.
- Проанализировать религиозные предпочтения студентов сервиса и рекламы.
Тема актуальна, так как в современном мире много опасных религиозных направлений и выбор правильного мировоззрения в жизни человека определяет его статус в обществе.
Долгое время в России насильственно насаждался атеизм. В 1990 году был принят закон «О свободе вероисповеданий», позволивший религиозным организациям освободиться от государственного вмешательства в конфессиональные дела, а верующим — свободно исповедовать свою веру. После распада СССР, в последнее десятилетие XX века атеизм улетучился почти мгновенно, без какого-либо сопротивления. Стала приобщаться к религиозной вере молодёжь, так сказать, «с чистого листа». Активно стали вторгаться в жизнь россиян и разнообразные секты. После распада СССР появляется более 800 тыс. сект различных направлений.
Секта (от лат. «следую») — тип религиозной организации, оппозиционной традиционно господствующему вероучению. Секта противопоставляет себя системе общепринятых религиозных и светских норм и функционирует как контркультура. Наиболее опасны тоталитарные секты. Это организации, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан, зачастую существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельность. Поскольку молодёжь является более уязвимой частью общества, то закономерен интерес о религиозной предпочтительности молодёжи.
По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведённого в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям: православие — 75%, ислам — 5 %, католицизм, протестантство, буддизм, иудаизм — по 1 %, другие конфессии — около 1 %, неверующие — 8 %
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) были проведены также исследования по посещаемости храмов и проведению ритуалов всеми возрастными категориями. Данные опубликованы 19.02.2012 года. Опрошено 1600 респондентов в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Доля россиян посещающих храмы-71%, раз в месяц в церковь ходят-7%, время от времени-30%, редко-34%, не посещают храмы -26%, доля россиян пенсионного возраста-11%, молодёжь-5%.
Самый соблюдаемый ритуал: ставить свечи-81%, разговаривают с Богом- 38%, читают молитвы-31%, прикладываются к мощам-27%, подают милосты- ню-33%, освещают вещи-9%, просто наблюдают за происходящим-11%.
Выводы: после распада СССР значительно возросло количество верующих в России. Эта динамика наблюдается во всех конфессиях.
Большой процент людей посещает храмы для «общения с Богом», что говорит о важности духовного воспитания и его влияния на душевное состояние человека. Поскольку формирование мировоззрения очень важно в жизни молодежи, необходимо вовремя уделять внимание их духовному воспитанию. В связи с этим проводятся различные опросы населения. О популярности веры в древние религии молодых людей свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (в процентах):
Данные опроса свидетельствуют, что молодежи не свойственно критическое мышление, ее сознание доверчиво открыто всему таинственному и непознанному наукой, она впитывает как религиозные учения, так и магию, оккультизм и проч.
С целью выявления религиозных предпочтений в марте 2012 года было проведено исследование среди студентов ИГУ (в основном среди студентов факультета сервиса и рекламы). Автором обработано 204 анкеты, возраст респондентов -17-25 лет.
Верите ли вы в существование Бога Да -168 человек- 82%
Нет -21 человек- 10%
Затруднились с ответом- 15 человек — 8%
Верят в высшие силы Да -124 человека-60%
Нет — 35человек 17%
Затрудняются с ответом о существовании высших сил — 45человек-23% Относят себя к:
Верующим — 71 человек- 35%
Атеистам — 24человек- 10%
Православным — 99человек- 49%
Католикам, иудаистам, мусульманам, шаманистам — менее- 1%
Буддистам — 9 человек- 5%
Другие религии:
Протестантство (1 чел.), Агностицизм (1 чел), Родноверие (1 чел.), Вера во всё живое (1 чел.) — менее 1%
- посещаемости храмов респонденты заявили, что:
- Посещают храм 1 раз в неделю — 6 человек- 3%
- 1 раз в месяц-25 человек- 10%
- По большим религиозным праздникам — 40 человек-19%
- 1 раз в год и реже -80 человек- 40%
- Не посещаю храм -34 человек- 28%
Проведенный опрос показал:
- — большинство современной молодежи живет с верой в существование Бога (82% из опрашиваемых). Среди студентов 10% настроенных атеистически.
- — среди верующих студентов преобладает православная вера — 49%
- — несмотря на соотнесение себя с верой в Бога, посещение храмов обозначено низким процентом — 40% опрошенных посещают храм реже 2 раза в год;
- — опрос не выявил принадлежность к опасным религиозным течениям и сектам, что свидетельствует о правильном мировоззрении студентов, не склонных поддаваться влиянию тоталитарных религиозных организаций.
В заключении важно изложить, что новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое мироощущение, стремящиеся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше трудное время, в период культурно-морального кризиса, особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому. Нетрадиционные вероучения умело используют фрагменты различных древних культов и достижения современных наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в обрядах — оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.
Результаты анкетирование выявили, что студенты факультета сервиса и рекламы не являются членами какой-либо опасной секты и имеют:
- в основном правильное отношение к религии и к различным «религиозным организациям»,
- толерантны по отношениям к другим конфессиям,
Человек должен быть образованным во всех аспектах, знать основы мировых религий, чтоб не поддаться влиянию сектантов.
Джавадов А.Р., Пядушкина И.И.
Список использованной литературы.
- Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 29 сентября 1997г. .[Электронный ресурс] —
- Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб, пособие. / В.И.Гараджа. — 2-е изд.. дополненное. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 351 с.
- Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / М.Н. Губогло. — М; Наука, 2003. — 764стр.
- Мунчаев Ш.М. Религия: история и современность. / Ш.М.Мунчаев. — М: Культура и спорт, 1998. -264 стр.
- Словарь религии народов современной России. — М.: «Республика», 1999. — 624стр.