Защита информации

Режимные меры – основа сохранности конфиденциальной информации на предприятии

После признания прав частной собственности и провозглашения свободы предпринимательской деятельности предприниматели получили право осуществлять в установленном законом порядке любые виды деятельности. Одновременно с новыми экономическими отношениями появились новые экономические правонарушения – недобросовестная конкуренция. Одним из ее проявлений является неправомерное использование сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Таким образом, проблема защиты информации (коммерческой тайны) является весьма актуальной для организаций любой формы собственности.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. (Федеральный закон «О коммерческой тайне», от 09.07.04 г.).

Значение информации, составляющей коммерческую тайну, заключается в том, что она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Утечка конфиденциальной информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в дальнейшем может привести к банкротству предприятия.

Режим коммерческой информации – правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую, меры по охране ее конфиденциальности. (Федеральный закон «О коммерческой тайне», принятый 09.07.04 г.).

По поддержанию конфиденциальности информации условно выделяют три вида режимных мер: технические, организационные и юридические (правовые). Согласно закону о коммерческой тайне от 09.04.2004 г.

Технические меры:

— кодирование сообщений;

— установление различных устройств, препятствующих снятию информации в процессе ее прохождения по каналам связи, сигнализационных устройств;

— использование аппаратов для уничтожения документов и т.д.

Организационные меры:

— порядок оформления доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

— введение пропускного режима на предприятии;

— ограничение доступа на отдельные участки производства лиц, не участвующих непосредственно в производственных процессах на данных участках;

— специальное делопроизводство, установление различных режимов секретности документов;

— инструктаж работников и контроль их работы и т.д.

Юридические (правовые) меры:

— перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;

— положение о коммерческой тайне;

— контракты, соглашения о конфиденциальности и т.п.

Также существуют специальные меры, которые осуществляются при защите информации и подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним мероприятиям относятся: изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, сбор информации об их надежности, платежеспособности и других данных.

В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества. В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

Воля обладателя коммерческой тайны должна, как правило, найти выражение в локальных нормативных актах предприятия (положение о коммерческой тайне, перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне) и/или в трудовом (гражданско-правовом) договоре (контракте), содержащем обязательство работника о неразглашении информации.

Ответственность за нарушение режимных мер наступает в соответствии с административным, гражданско-правовым, уголовным Законодательством РФ.

 Д.В. Мамруков