Последнее столетие дало человечеству множество самых разнообразных технических средств сбора, обработки, хранения, переноса и воспроизведения информации. Но все же основным и наиболее ценным источником информации является человек, так как он может получать информацию, анализировать ее и делать выводы. Поэтому работа с людьми является наиболее важной в обеспечении информационной безопасности и безопасность в целом.
Грамотное руководство людьми может значительно сократить потери предприятия от их преступных действий.
Согласно В.М. Кандыбе В основе криминального поведения человека лежат три основных фактора:
1) давление внешних обстоятельств;
2) возможность совершения преступления;
3) самооправдание.
Все виды мошенничества включают в себя элементы давления внешних обстоятельств. Виды давления, могущие заставить человека пойти на мошенничество, в свою очередь могут быть разделены на четыре группы:
1) финансовое давление;
2) давление пороков и пагубных пристрастий;
3) давление, связанное с работой;
4) прочие виды давления внешних обстоятельств.
Более 95 % от всех случаев мошенничества вызваны давлением либо финансовых обстоятельств, либо человеческих пороков.
Несмотря на то, что большинство преступлений бывают мотивированны давлением финансовых обстоятельств или пагубными пристрастиями, некоторые идут на совершение преступления только радии того, чтобы свести счеты со своими начальниками или еще кем-то на работе.
Мотивацией для многих случаев мошенничества послужили такие факторы, как кажущаяся недооценка своих успехов, чувство неудовлетворенности от работы, боязнь ее потерять, невыдача премиальных, ощущение, что тебе платят меньше, чем ты того заслуживаешь.
В большинстве научных работ констатируется, что различные фирмы и предприятия теряют от мошеннических действий от 0,5 до 2 % своих доходов. Если, например, фирма с доходами порядка двух миллиардов долларов в год устанавливает скидку с розничной цены своей продукции в 10 %, а потери от мошенничества составляют 1 % от общего дохода, то, чтобы покрыть ущерб от мошенничества, эта фирма должна осуществить на 200 млн. долларов дополнительных продаж. Расчет проводится следующим образом:
Доход $2 млрд.
Потери от мошенничества (1 % от дохода) 20 млн.
Необходимо осуществить дополнительных продаж для возмещения ущерба на (20 млн. × 10) 200 млн.
Эти исследования показали также, что со стороны своих работников фирмы терпят больший ущерб, чем от клиентов. Некоторые данные из розничной торговли, например, свидетельствуют, что магазинные кражи составляют 30 %, тогда как мошенничество со стороны своего персонала – 70 % от всех случаев. Аналогичные исследования в банковской сфере выявили тот факт, что 95 % суммы ущерба образуется за счет нечестности персонала и лишь 5 % – за счет действий клиентов.
В данной статье хотелось бы рассказать о построении результативного общения, которое в значительной степени может помочь избежать конфликтных ситуаций в самой организации между ее сотрудниками, между сотрудниками и начальством и как итог общения – предупреждение в совершении противоправных действий на предприятии со стороны работников. Кроме этого результативное общение способствует обеспечению более профессиональному управлению кадрами, стабильному и эффективному развитию предприятия, сокращению финансовых потерь от неправомерных действий персонала и обеспечить более эффективную сохранность коммерчески ценной информации.
Цели результативного общения
— изучение психологии объекта;
— диагностика объекта;
— установление более тесных контактов;
— обеспечение сотрудничества;
— обсуждение конкретной проблемы;
— получение нужной информации;
— передача своей фактуры или дезинформации;
— убеждение в чем-то;
— принуждение к чему-либо.
В ходе полноценного взаимодействия можно выделить перетекающие друг в друга фазы, включающие:
— предварительную подготовку;
— начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника;
— проведение своей темы и направление беседы в предусмотренном направлении;
— завершение диалога с закреплением достигнутого результата.
На этапе предварительной подготовки занимаются:
— прояснением того, что нужно достичь в результате разговора, отмечая предпочтительный максимум и приемлемый минимум;
— получение изначальной информации (о партнере и затрагиваемой проблеме);
— обдумывание тактики контакта (сообразно с психологией объекта и иными действующими здесь факторами);
Начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя у визави строится на пересечении негативных эмоций и отбрасывании всевозможных барьеров, затрудняющих необходимое взаимопонимание. Негативные реакции собеседника засекают по различным внешним проявлениям (резкости фраз, зажатости позы, узости зрачков) и снимают различными психологическими приемами (выбором особо действующих слов, мимикой, телесным копированием …).
Проведение выбранной темы и подстройка беседы к колебаниям диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за различными (жесты, выражение лица, взгляд, …) реакциями партнера и коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения.
Завершение беседы с закреплением достигнутого результата подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о визави на негативное.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что грамотно построенное общение с людьми, умение правильно излагать свои мысли и пожелания, проявлять элементарное внимание к собеседнику играют большую роль в установлении доверительных отношений между сотрудниками, что может в значительной степени уменьшить число мошенничеств на предприятии и создать более здоровую атмосферу в коллективе.
В.А. Исланкин
Литература:
1) Кандыба В.М. Криминальный гипноз. – Киев, 1999.
2) Ронин Р.П. Своя разведка. – 1998.