Традиционно экономическое и социальное развитие многих – если не большинства – российских малых и даже средних городов в существенной степени зависело от находящихся на их территории основных градообразующих предприятий. Ряд городов обязан этим предприятиям даже своим возникновением. Ведь очень многие малые города формировались в связи со строительством крупных промышленных объектов и в результате стали заложниками экономического состояния соответствующих отраслей промышленности.
Будущее таких городов тесно связано с развитием на их территории не только небольшого количества крупных предприятий, но и массового малого и среднего предпринимательства. В то же время проблема развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействия малых и крупных предприятий – особенно если речь идет о малом или моногороде – выглядит по-разному в зависимости от общей социально-экономической ситуации на территории.
Стратегии экономического развития территории в этих условиях часто основываются на поиске возможностей возрождения и переориентации градообразующих и других предприятий. При наличии на территории города ресурсов – например, очень крупных (часто неиспользуемых) производственных мощностей – для него возникает потенциальная возможность создания практически новой экономической базы.
Следует отметить, что социально-экономическая ситуация в городе далеко не однозначно определяется «объективными» параметрами. Проблемы очень большой зависимости города от градообразующих предприятий не обязательно связаны с наличием одного-двух очень крупных предприятий, которые проводят политику экстерриториальности, приводящую к разрушению социально-экономической структуры территории и откачке из нее ресурсов. Имеются примеры «классических» моногородов с одним градообразующим предприятием, которое, однако, не ведет экстерриториальную политику, а всячески поддерживает развитие города.
Далее, возможности развития как малых и средних, так и крупных градообразующих предприятий, могут зависеть от деятельности местных властей и предпринимательского сообщества.
В этом контексте рассмотрим деятельность Ангарского муниципального образования.
Промышленность является градообразующей отраслью Ангарска. По показателям промышленного производства Ангарск входит в тройку наиболее конкурентоспособных городов Иркутской области. Основными отраслями, определяющими экономическую структуру Ангарского муниципального образования, являются промышленность (54,2 % в объеме реализации продукции по АМО), торговля (12,8 %), материально-техническое снабжение (7,9 %), строительство (6,5 %), транспорт и связь (5,1 %), жилищно-коммунальное хозяйство (1,3 %), сельское хозяйство (1,1 %).
Самыми крупными и значимыми предприятиями города являются ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат», ОАО СПАО «Ангарское управление строительства», ОАО «Ангарский завод полимеров», ОАО «Байкальская косметика» (ранее ОАО «Ангарский завод бытовой химии»), ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат».
С 2003 года в промышленности Ангарского муниципального образования наблюдается некоторое замедление темпов роста производства (Табл. 1).
Таблица 1
Динамика индексов физического объема по отраслям промышленности (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Наименование отраслей | 2002 г. | 2003 г. |
Нефтеперерабатывающая промышленность | 112,6 | 102,4 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 107,8 | 108,8 |
Машиностроение и металлообработка | 118,8 | 103,8 |
Лесопромышленный комплекс | 57,7 | 477,5 |
Промышленность строительных материалов | 113,4 | 120,0 |
Легкая промышленность | 76,7 | 11,8 |
Пищевая промышленность | 100,7 | 103,3 |
Полиграфическая промышленность | 142,2 | 120,3 |
Снижение темпов роста некоторых отраслей промышленности связано со снижением спроса на продукцию нефтепереработки, нестабильностью спроса на продукцию машиностроения, остановкой производства в легкой промышленности, неблагоприятной конъюнктурой цен на мировом рынке.
Тенденцию роста объемов производства сохранили такие отрасли промышленности, как химическая и нефтехимическая, промышленность строительных материалов, пищевая, лесопромышленный комплекс.
Это стабильно работающие предприятия, и влияние на их деятельность администрации должно быть ограничено.
Основное внимание следует уделить тем отраслям промышленности, которые в настоящее время нуждаются в поддержке. Для них должны быть созданы специальные условия функционирования. Приоритетными направлениями экономической политики Администрации Ангарского муниципального образования должны стать:
– реформирование и финансовое оздоровление предприятий;
– создание системы муниципального заказа;
– создание благоприятного инвестиционного климата;
– развитие среднего предпринимательства.
Для экономики города наличие относительно независимых друг от друга крупных предприятий – положительное явление, т.к. это делает экономику города достаточно стабильной.
Помимо крупных промышленных предприятий, в городе имеются средние и мелкие предприятия.
Сегодня малое предпринимательство стало заметным сектором экономики в Ангарском муниципальном образовании. Наряду с созданием и производством новых товаров, работ и услуг и пополнением бюджетов всех уровней, малое предпринимательство обеспечивает повышение занятости и работоспособности населения, создание новых рабочих мест.
Еще в начале 90-х годов малый бизнес сумел быстро заполнить вакуум в таких секторах экономики, как торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность.
В 2003 году на территории Ангарского муниципального образования действовало 878 малых предприятий, численность работающих в них составила 7620 человек (8,6 % от работающих в коммерческих и некоммерческих организациях). Объем реализации продукции и услуг достиг 6,2 млрд. руб. (20,4 % от общего объема). Финансовый результат их деятельности в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизился на 6,7 % и составил 124,9 млн. руб. прибыли (10,7 % от общей прибыли). Снижение прибыльности малых предприятий – тревожный сигнал, который требует соответствующей реакции администрации.
Основным направлением деятельности администрации Ангарского муниципального образования в области малого предпринимательства должно стать создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малых предприятий, для повышения эффективности и социальной направленности экономики города. В итоге это должно стимулировать дальнейшее развитие сферы производства товаров и услуг, малых инновационных предприятий, стабилизацию и рост налоговых поступлений в бюджет, появление дополнительных возможностей занятости населения и роста его доходов.
Е.Л. Чеклаукова