Психология

Роль масс-медиа в области формирования образа мира человека

В современном мире телевидение и ПК постепенно занимают все более важное место в жизни среднестатистического человека, реализуя как познавательную и политическую, так и чисто развлекательные функции, что в каком-то смысле облегчает развитие человека за счет эффективного предоставления ему необходимых материалов практически по любой тематике. Это преимущество современных технологий, которое трудно обойти стороной. Однако постоянное взаимодействие с информацией любого характера посредством современных технологических средств имеет свою специфику, зачастую формируя совершенно особый тип личности и взгляд на окружающую реальность. Прежде всего, это выражается в картине мира человека, в особенности ребенка.

Картина мира человека, ее субъективный образ формируется как результат интеграции официальной и неофициальной информации, а также символической реальности (литературы, искусства, средств масс-медиа). В отечественных СМИ, ориентированных на западную парадигму журналистики, зачастую наиболее востребованной является информация об отрицательных событиях и явлениях окружающего мира, а также различных деструктивных сцен. Это нередко приводит к появлению у человека негативного образа мира – мрачного, несущего угрозу, и нередко способствует невротизации личности человека.

Стоит отметить также тот факт, что окружающий мир слишком многообразен, чтобы воспринимать и понимать его во всей полноте непосредственно. В результате человек вынужден строить в своем сознании некоторую упрощенную модель реального мира, которая позволяет ему адекватно реагировать на окружающие события и иметь четкую систему представлений о реальности. Компоненты для построения этой модели чаще всего предоставляются кем-то другим – литературой, масс-медиа, другими людьми. В случае ориентирования на масс-медиа, человек не получает адекватной информации в силу нескольких факторов, которые невозможно проконтролировать. К этим факторам относятся ограниченное время исследования журналистом предъявляемой темы, ограниченность эфирного времени, произвольное выделение общих и существенных признаков в информации. В результате в них предлагается упрощенная модель действительности [1]. Информация, получаемая из компьютерных игр, также не в состоянии создать у человека адекватный образ реальности, даже если она направлена на конструирование реального мира. То же самое можно сказать и про большую часть Интернет-ресурсов – немалая часть страниц содержит тексты, которые пытаются в нескольких абзацах описать все многообразие человеческих взаимоотношений, методов конструктивного общения. При этом читатель уверяется, что именно здесь «он узнает все».

Многих исследователей тревожит также размытие представлений о норме и патологии. Благодаря общедоступности информации в современном мире, человек может получать самые противоречивые сведения о норме и патологии. С точки зрения некоторых авторов, к данному разделу относятся пропаганда сексуальной вседозволенности, самоубийства, гедонистического отношения к жизни, представление в привлекательной форме различных типов девиантного поведения: потребление наркотических и психотропных веществ, проституция, разврат, жестокость и насилие, преступный образ жизни. Это происходит за счет несовершенства правового урегулирования данного вопроса в отечественном законодательстве. И особенно незащищенными в этом отношении оказываются дети и подростки, поскольку, во-первых, их личность и представления еще недостаточно сформированы, а во-вторых, в России еще не существует четкой системы дифференциации материалов, представляемых масс-медиа, по возрастным категориям. В данном случае имеющиеся возрастные ограничения нивелируются тем фактом, что на последнем этапе – реализации некоторого продукта в конкретном магазине вопрос соблюдения этих ограничений отсается полностью на совести самого продавца. В Интернете данная проблема стоит еще острее, покольку не существует технологии, способной, к примеру, определить возраст посетителя – отсюда фактическая общедоступность любого информационного ресурса. США в этом отношении шагнули далеко вперед – чтобы получить доступ к некоторым информационным ресурсам необходимо позвонить по конкретному телефону, а также сообщить свои реальные данные, которые проверяются. Только после этого человек получает доступ к ресурсу. В области представлений о норме и патологии в сфере сексуальной жизни человека масс-медиа также предоставляет достаточное количество негативной информации. Отечественные и зарубежные газеты, журналы и Интернет широко тиражируют информацию, направленную на формирование искаженного представления о о нормах половой морали, в том числе и о регулярной половой жизни в подростковом возрасте, как о нормальной и даже эталонной модели поведения. В Интернете различные порнографические сайты предваряются краткой вставкой наподобие пользовательского соглашения: «мне уже 18 лет и более, я знаю, что на страницах этого сайта представлены материалы непристойного и эротического содержания», – на этом вопрос безопасности несовершеннолетних считается выполненным.

Стоит отметить также искажение представлений об окружающей реальности. Это происходит чаще всего за счет воздействия рекламы или компьютерных игр. Реклама предлагает простое и быстрое решение всех возможных проблем в результате покупки того или иного предмета. Также реклама часто дает ложное представление о здоровье человека и взаимоотношениях между людьми. Компьютерные игры, по мнению многих исследователей, равно как и часть детских телепередач, при длительном использовании искажают представление о физических законах и возможностях человека. Нередко в печати проскальзывают сообщения следующего характера «дети, поиграв на компьютере в …, решили попробовать повторить действия своих героев в реальности. В итоге один ребенок прыгнул с пятого этажа …». К сожалению, подобные феномены нельзя объяснить только лишь низкой сопротивляемостью детей психологическому воздействию. Данный пример демонстрирует размытие физических и биологических законов после длительной игры на компьютере.

Специфичной становится и позиция человека относительно возможностей общения. Как показывают исследования, для постоянных компьютерных игроков и посетителей чатов становится достаточно затруднительным поддержание текущих межличностных отношений в реальной жизни. Это вызвано тем, что в играх есть возможность загрузить игру и снова попытаться пройти сложное место. В чатах же, если тебя не приняли или, если ты сам оскорбил кого-то, всегда можно зайти под другим именем или перейти в другой чат. Это приводит к несколько пренебрежительному отношению к реальным людям – «все можно переиграть», «всегда можно найти новую компанию», – однако в реальной жизни это возможно далеко не всегда.

Подводя итог, можно с сожалением отметить, что, несмотря на большие возможности развития своей личности и знаний, открывающиеся перед потребителем современных масс-медиа во всем их многообразии, остается открытым вопрос об информационной безопасности человека. Эту проблему невозможно решить мгновенно. От каждого конкретного человека в данном случае, по мнению авторов, требуется наличие некоторых знаний по психологии СМИ, психологии влияния, а также достаточно широкой эрудиции. В этом случае человек в состоянии сам защитить себя от негативной стороны масс-медиа.

Литература

  1. Lipmann W. Общественное мнение. – 1922.

Н.А. Бессарабов