Тема: Роль семьи в развитии личности ребенка
Страницы: 40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование изучения личности ребенка в психологии 6
1.1. Теоретические подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Особенности развития личности ребенка на разных возрастных этапах… 13
1.3 Выводы 24
Глава II. Семья и ее значение в развитии личности ребенка 25
2.1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи 25
2.2. База и методическое обеспечение исследования 28
2.3. Анализ диагностических данных 29
2.4. Выводы 32
Заключение 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса зависит многое, зависит судьба, как отдельного человека, так и всего человечества. Вопросу этому, ввиду его несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой. Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами.
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование полноценной личности, будущего ее характера.
Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Замечательный русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.
Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на развитей личности ребенка.
Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы.
Для решения указанного вопроса необходимо:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии;
2. изучить особенности развития личности ребенка на разных возрастных этапах;
3. точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение;
4. провести исследование влияния семьи на развитие личности ребенка.
Указанные действия составят задачи данной работы.
Объект исследования – личность ребенка.
Предмет исследования – роль семьи в развитии личности ребенка.
Сформированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как: наблюдение, беседа и анкетирование.
В исследовании была использована следующая методика: Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), опросник для родителей 3 – 11 лет.
Базой исследования послужило 10 семей из которых полных (имеется отец и мать) — 6 и 3 – матери одиночки, 1 – вдова. Детей – 10, из которых 5 – девочек, 5 – мальчиков. При этом возраст родителей колеблется от 17 до 35.
Практическая значимость нашего исследования состоит в анализе влияния семьи на развитие личности ребенка.
Структурно курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.