Психология

Ролевые представления дошкольников в процессе социализации

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.

Полоролевое воспитание предполагает педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Отношения, направленные на формирование полоролевой культуры, позволяют внести качественные изменения в личность, индивидуальность девочки, мальчика. Проведение полоролевого воспитания в дошкольном учреждении, обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно полоролевое воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном подходе к будущему. Основная цель процесса полоролевого воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства в детских дошкольных учреждениях как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Содержание полоролевого воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации и адаптации в социуме. Методологические основы исследования по рассматриваемой проблеме были определены на основе идей об объективных закономерностях развития ребенка, разработанных в рамках теории культурно — исторического понимания развития психики Л.С. Выгодского, а также на основе личностного подхода к проблеме полоролевого поведения детей в трудах отечественных психологов (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, А.И. Захарова, К. Левина, А.С. Спиваковс- кой и др.).

Социализация — двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой — в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Социализация, в том числе и половая, исторически осуществлялась, прежде всего в системе «ребенок — взрослый», однако половозрастные объединения системы «ребенок — ребенок», значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим институтом половой социализации. Детское общество как носитель собственной субкультуры обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка; в совместной деятельности и общении «на равных» уточняется и отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его полоролевой позицией; устанавливаются психологические отличия полоролевого поведения мальчиков и девочек.

Последние исследования выявили важную роль сверстников уже на стадии раннего детства. Так, в три года 41% контактов мальчиков приходятся на сверстников в сравнении с 29% у девочек. У девочек предпочтения своего пола в играх проявляется в возрасте примерно 2,5 лет, у мальчиков — годом позже.

Примерно с трех лет было выявлено, что девочки в два раза чаще реагируют положительно на других девочек, чем на мальчиков, вне зависимости от вида занятия. Мальчики в два раза чаще положительно реагируют на других мальчиков, но только если он и не вовлечены в игры с девочками. Оказалось, что на девочек могут влиять другие девочки и воспитательницы и гораздо реже мальчики. На мальчиков влияние могут оказывать другие мальчики и гораздо реже девочки и воспитательницы. Иными словами, мальчики формируют свою собственную структуру взаимодействия, которая отвечает только на требования мальчиков. Исследования позволяют предположить, что развивающееся у детей понимание связанных с гендером схем и отношений помогает определить, какие установки и модели поведения они усваивают.

Развитие гендерных схем на протяжении раннего детства

Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоции ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу, чувство неловкости, в зависимости от ситуации могут испытывать и изумление.

Межличностные отношения детей в группе своего пола неодинаковы в разных условиях их совместной деятельности. В возрастных группах дошкольников пяти — шести и шести — семи лет средние показатели гуманных отношений различны у мальчиков и у девочек.

Девочки в ситуации угрозы наказания в меньшей мере, чем мальчики склонны проявлять гуманное отношение к сверстницам. В этой ситуации девочек более всего заботит собственное благополучие, а мальчиков благополучие товарища по игре. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии в социальной ответственности, с одной стороны, и большую гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения (прежде всего в вербальной сфере) — с другой. У девочек и мальчиков обнаруживаются различия в локусе ориентации на социальные объекты: если для мальчиков значимой оказывается группа сверстников своего пола, то для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством значимости.

Общие видовые характеристики:

  • физиологически девочки созревают примерно на три года раньше мальчиков;
  • девочки предпочитают не говорить о своих желаниях прямо и легче идут на компромисс; мальчики в своих суждениях более решительны и чаще всего занимают однозначную позицию;
  • мальчики предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе;
  • девочки склонны к интригам, предпочитая хитрую и скрытую борьбу;
  • свои чувства мальчики выражают открыто;
  • девочки скрывают свои чувства и намерения; могут долго ожидать, чтобы отомстить обидчику;
  • мальчикам следует давать четкие, однозначные указания, девочки способны понять намек.

Используя в своем исследовании диагностическую методику «Способы защиты», разработанную Е.Б. Ковалевой. Следует отметить, что данная методика позволяет выявить способы защиты, наиболее часто используемые ребенком и воспринимаемые в поведении других людей. Определить паттерн защитного поведения и выявить модель поведения ребенка в разных ситуациях. Исследование проводилось на базе «Социально — реабилитационного центра» г. Улан — Удэ.

Объект исследования; группа детей в количестве 15 человек. Возраст 5 — 6 лет. По данным результатам исследования мы установили паттерны поведения детей по социальной направленности (см. таблицу).

паттерны поведения детей по социальной направленности

Из результатов исследования следует отметить: 62% детей характеризуются чувством самодостаточности, уверенности в себе, принимают себя и окружающих такими какие они есть, адекватно принимают свои отрицательные эмоции и поступки, стремятся к творчеству и самоактуализации. Группа мальчиков характеризуется активностью в выборе способов психологической защиты, высокой их вариативностью в зависимости от ситуации присутствуют разнообразные защитные стратегии поведения. Чаще всего мальчики стремятся предупредить нежелательное отношение к себе, проявляя при этом агрессию. У девочек наблюдается полное или частичное нивелирование личности, что приводит к пассивности. Девочки более застенчивы, но их застенчивость не становится недостатком. Они отзывчивы, тактичны, ненавязчивы. Ребенок отказывается от деятельности, игрушки, от участия в игре не из-за скромности, а от неумения разрешить ситуацию адекватно, не желания бороться, завоевывать. Сохраняя при этом желание общаться, поддерживать отношения, которые стимулируются положительным отношением к ним взрослых и сверстников.

В отличие от этого у детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении с другими заключается в доказательстве своего «Я». Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывает самые разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях дети сосредоточены на своих «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (или недостатках) и обособлено от других.

Доминирование отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу проблем — как самому ребенку, так и окружающим. В связи с этим перед педагогом, психологом возникает важная и ответственная задача: помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении — либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность. Однако во всех случаях главная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких людей. Для этого необходимо разработать специальную программу коррекционных игр и занятий, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Наиболее эффективным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении является не поощрение и порицание взрослого и не приобретение коммуникативных навыков, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним.

Свистунова О.Ю.

Литература

  1. «Дошкольное воспитание». Научно-методический журнал. Подписка 2006 — 2007 г.г.
  2. Крайг Г., Бокум Д //Психология развития Санкт-Петербург — 2006.
  3. Ковалева Е.Б., Петров В.Г. //Психологическая защита и копинг-стратегии поведения личности. Иркутск — 2006.
  4. Марциновская Г.Д. //Детская практическая психология// Москва — 2004.
  5. «Психологическая наука и образование» Журнал. Подписка 2006 г, № 4.