В новых, постконфронтационных условиях государственные деятели Японии, определяющие внешнеполитическую стратегию страны, приняли ряд важных решений, которые, разумеется, не снимая территориальный вопрос с повестки дня, обусловили достаточно заметную корректировку места и роли этой проблемы в японской политике на российском направлении. Коротко говоря, от жесткого принципа «не разделения» решения территориальной проблемы на японских условиях с развитием связей по всем другим направлениям, то есть от прежней увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в деле «возвращения северных территорий», произошел поворот к гораздо более гибкой, реалистичной линии. Она предполагает продвижение отношений с Россией во всем их комплексе при параллельном продолжении переговоров о заключении мирного договора, путем решения вопроса о принадлежности «четырех островов».
Следует отметить, что Премьер Японии Е. Мори на Петербургской встрече в верхах в апреле 2000 г. говорил о заключении мирного договора не как о единственной задаче, а как об одной из трех главных целей сторон, наряду с развитием стратегического взаимодействия и торгово-экономического сотрудничества. Необходимо подчеркнуть также, что в ходе переговоров с В. Путиным в Токио в сентябре 2000 г. опять-таки впервые в истории двустороннего диалога на высшем уровне со стороны Е. Мори была высказана мысль о том, что если в эпоху «Холодной войны» островная проблема символизировала конфронтацию двух стран, то сегодня данный вопрос следует решать таким образом, чтобы это не разделяло, а напротив, сближало народы России и Японии. В результате вокруг этой проблемы произошли серьезные позитивные подвижки. Она не является более предметом «раздора» между двумя странами на государственном уровне и представляет собой объект совместной работы сторон по поиску взаимоприемлемого решения, причем работа эта ведется в форме спокойного, конструктивного и честного диалога, свободного от попыток обмануть партнера и навязать ему свои односторонние требования.
В октябре 2003 г. на состоявшейся встрече в Бангкоке Премьер Японии Д. Коидзуми заявил, что во время встречи на высшем уровне в мае он был воодушевлен высказыванием В. Путина о том, что тот не намерен затягивать решение территориальной проблемы. Д. Коидзуми отметил, что политическое решение по вопросу мирного договора должны принять лидеры двух стран, а консультации между специалистами призваны подготовить почву для этого решения.
На основании «Японо-Российского плана действий» между лидерами было достигнуто согласие об учреждении «Японо-Российского совета мудрецов» (где председателем с японской стороны является Е. Мори бывший Премьер-Министр Японии, а с российской – Ю. Лужков, мэр г. Москвы), целью которого является дискуссия с широких позиций между представителями интеллигенции двух стран по вопросам средне, и долгосрочных перспектив укрепления Японо-Российских отношений. Японский и Российский лидеры также подтвердили свою оценку проекта строительства Тихоокеанского нефтепровода, как взаимовыгодного и повышающего степень взаимозависимости двух стран. Они пришли к единому мнению о том, что необходимо ускорить процесс консультаций специалистов по вопросам конкретного сотрудничества между Японией и Россией.
Помимо всего прочего Премьер Японии, подчеркнув важность полного отказа от ядерных разработок со стороны КНДР, заявил о необходимости продолжения процесса шестисторонних переговоров, а также о необходимости тесного сотрудничества с заинтересованными странами, в том числе с Россией. Кроме того, он отметил незыблемость принципиального курса Японии, стремящейся к комплексному решению проблем, связанных с Северной Кореей, включая похищения японских граждан этой страной. Д. Коидзуми высказал надежду на еще более глубокое понимание и содействие со стороны России с целью решения этих проблем. На этой встрече был затронут и экологический вопрос, связанный с Киотским протоколом. Премьер Коидзуми высказал надежду на проявление со стороны Президента В. Путина лидерства с целью обеспечения вступления в силу Киотского протокола. На это В. Путин заявил, что российская сторона серьезно относится к этому вопросу и в настоящее время рассматривает его возможные решения в соответствии с национальными интересами России.
В ходе визита Председателя Правительства РФ М. Касьянова в Японию в декабре 2003 г. были приняты следующие документы: Совместное сообщение для печати об активизации борьбы с браконьерским промыслом в северо-западной части Тихого океана и незаконным вывозом морепродуктов в японские порты. М. Касьянов и Д. Коидзуми провели обстоятельные переговоры по вопросам дальнейшего всестороннего развития Японо-Российских отношений и укрепления двустороннего сотрудничества на международной арене. В ходе прошедших в Токио переговоров и бесед М. Касьянова с Д. Коидзуми и другими официальными лицами Японии с обеих сторон было подчеркнуто, что Японо-Российские контакты на высшем уровне, придали серьезный импульс поступательному развитию двусторонних отношений в самых различных областях, что в значительной мере способствовало углублению доверия и взаимопонимания между народами двух стран.
Еще одно немаловажное событие в двусторонних отношениях наших стран, которое мы хотели бы осветить, это визит японского Премьера Д. Коидзуми в Россию 9–12 января 2003 г. В информационном потоке сообщения об этом визите стояли в одном ряду с репортажами об очередных актах терроризма, выходе Северной Кореи из договора о нераспространении ядерного оружия. Четыре дня, отведенных протоколом на это мероприятие, стали знаменательным событием в истории развития отношений России и Японии. Среди шести обозначенных сфер приложения совместных усилий выделены, углубление политического диалога и переговоры по мирному договору, сотрудничество на международной арене и взаимодействие в торгово-экономических областях, энергетике, содействие в правоохранительной, оборонной сферах и развитие культурных и гуманитарных обменов. Оговорено сотрудничество по оказанию помощи Афганистану, обозначена поддержка Японии стремлению России присоединиться к деятельности ВТО, согласованы принципиальные оценки ситуации на Корейском полуострове, намечено создание «горячей» телефонной линии между Кремлем и Канцелярией Японского премьер-министра.
Впрочем, уникальность «Японо-Российского плана действий» видится не только в широте поименованной тематики, но и в структуре данного документа. На саммите была вновь озвучена уверенность Японской стороны в том, что полная реализация заложенного в двусторонних отношениях потенциала на качественно новом уровне возможна лишь после окончательной нормализации межгосударственных отношений.
Д.В. Шаров