Психология

Самоотношение и профессиональная зрелость личности у подростков и юношей

Проблема профессиональной зрелости на этапе выбора профессии не теряет своей актуальности. Отечественные и зарубежные исследователи обосновали единство и взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения [4].

Успешный выбор профессии [3, 5] возможен при учете таких факторов как интеллект, интересы и потребности, специальные способности, отношение к труду, работе и профессии, ценности личности, а также с учетом образа «Я», то есть особенностей самоотношения. Последний фактор оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты жизни человека, в том числе, как на выбор профессии, так и на эффективность профессиональной деятельности [2].

Известно, что интерес к себе как к личности, рефлексия и стремление к познанию собственного «Я» наиболее ярко проявляются, начиная с подросткового возраста, а в юношеском становятся необходимым условием успешной самореализации личности в личных и деловых отношениях [7].

Все это обусловило цель нашего исследования: изучить особенности самоотношения и профессиональной зрелости личности в зависимости от возраста.

Гипотезой исследования стало положение о различии самоотношения и уровня профессиональной готовности у лиц подросткового и юношеского возраста.

Выборку составили 27 человек: 12 подростков (12–13 лет) и 15 юношей (16–17 лет), учащихся школы № 1 поселка Семигорск, Иркутской области.

В ходе тестирования были использованы «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева, и «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской. Статистическая поверка гипотезы проводилась с применением Т-критерия Манна–Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты изучения самоотношения у подростков и юношей существенно различаются, что подтвердил как эмпирический и статистический анализ.

Таблица 1

Распределение результатов по методике исследования самоотношения  (в %)

Шкалы методики «МИС» Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Подростки Юноши Подростки Юноши Подростки Юноши
Открытость 30 80 60 20 10
Самоуверенность 20 10 80 90
Саморуководство 60 60 30 40 10
Отраженное самоотношение 60 10 40 90
Самоценность 50 80 50 20
Самоприятие 10 80 90 20
Самопривязанность 60 80 40 20
Внутр. конфликтность 60 30 40 70
Самообвинение 50 20 50 80

Практически по всем шкалам опросника (см. табл. 1) у лиц подросткового возраста нет высоких показателей, в отличие от юношей, у которых, наоборот, по большинству шкал (самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопонимание, самопривязанность) не выражен низкий уровень.

Выявлены статистические различия по следующим шкалам: открытость (р = 0,015), самоуверенность (р = 0,000), отраженное самоотношение (р = 0,000), самоценность (р = 0,002), самопривязанность (р = 0,002). А значит, у респондентов юношеского возраста сильнее, чем у подростков выражены такие факторы, как критичность, глубина осознания себя, внутренняя честность, социальная смелость и приспособленность, ощущение силы и ценности своего «Я», позитивное представление о себе в глазах других людей, положительный фон отношения к себе, принятие себя.

Единственной шкалой МИС, по которой не выявлено ни эмпирических, ни статистических различий, является шкала «Самообвинение» (подростки: 50 % –средний, 50 % – низкий уровень; юноши – 20 % – средний, 80 % – низкий уровень), то есть и подростки и юноши не склонны к отрицательным эмоциям в адрес «Я» и интрапунтивности.

Таблица 2

Распределение результатов по методике «Профессиональная готовность» (в %)

Шкалы методики «Профессиональная готовность» Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Подростки Юноши Подростки Юноши Подростки Юноши
Автономность 30 60 70 40
Информированность 100 100
Принятие решений 20 40 80 60
Планирование 10 100 90
Эмоциональное отношение 30 80 70 20

В целом полученные результаты (см. табл. 2) отражают невысокий уровень профессиональной готовности, что является тревожным фактором, учитывая специфику возраста респондентов [1]. У всех испытуемых выражен низкий уровень информированности, то есть неготовность воспринимать и применять информацию о мире профессий, также у большинства ребят не сформирован навык планирования собственной жизни и карьеры.

Статистический анализ позволил выявить различия по шкале «Эмоциональное отношение» (р = 0,040), причем в большей степени этот показатель выражен у респондентов юношеского возраста, а значит, им больше свойственны эмоциональная включенность при принятии решений относительно будущей профессии. Это проявляется в общем настрое человека и тесно связано с эмоциональным компонентом личностной зрелости.

Таким образом, гипотеза о различиях в уровне профессиональной готовности и показателях самоотношения у юношей и подростков подтвердилась.

Полученные результаты обеих групп были также проанализированы с целью выявления взаимосвязей между факторами профессиональной готовности и шкал самоотношения, но ни в юношеской, ни в подростковой группах статистически значимых связей не выявлено. Что позволяет утверждать следующее: структура и специфика отношения наших испытуемых к собственному «Я» не связаны с факторами профессиональной готовности.

Возможно, этот факт объясняется низкой культурой профессионального самоопределения в нашей стране, отсутствием системы профессиональной ориентации и информирования подростков и юношей [6], но нельзя отрицать отсутствие их личностной активности в выборе профессии.

Литература

  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  2. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1984. – 55 с.
  3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд–кий центр «Академия», 2004. –384 с.
  4. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношение. – М.: «СМЫСЛ», 1993. – 32 с.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Психология труда и человеческого достоинства»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
  6. Самоукина Н.В. «Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПБ.: Питер. – 2003. – 219 с.
  7. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. Психологическая наука: проблемы и перспективы. – Киев, 1990.

А.М. Лужецкая, Ю.С. Семченко