Проблема профессиональной зрелости на этапе выбора профессии не теряет своей актуальности. Отечественные и зарубежные исследователи обосновали единство и взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения [4].
Успешный выбор профессии [3, 5] возможен при учете таких факторов как интеллект, интересы и потребности, специальные способности, отношение к труду, работе и профессии, ценности личности, а также с учетом образа «Я», то есть особенностей самоотношения. Последний фактор оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты жизни человека, в том числе, как на выбор профессии, так и на эффективность профессиональной деятельности [2].
Известно, что интерес к себе как к личности, рефлексия и стремление к познанию собственного «Я» наиболее ярко проявляются, начиная с подросткового возраста, а в юношеском становятся необходимым условием успешной самореализации личности в личных и деловых отношениях [7].
Все это обусловило цель нашего исследования: изучить особенности самоотношения и профессиональной зрелости личности в зависимости от возраста.
Гипотезой исследования стало положение о различии самоотношения и уровня профессиональной готовности у лиц подросткового и юношеского возраста.
Выборку составили 27 человек: 12 подростков (12–13 лет) и 15 юношей (16–17 лет), учащихся школы № 1 поселка Семигорск, Иркутской области.
В ходе тестирования были использованы «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева, и «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской. Статистическая поверка гипотезы проводилась с применением Т-критерия Манна–Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты изучения самоотношения у подростков и юношей существенно различаются, что подтвердил как эмпирический и статистический анализ.
Таблица 1
Распределение результатов по методике исследования самоотношения (в %)
Шкалы методики «МИС» | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Подростки | Юноши | Подростки | Юноши | Подростки | Юноши | |
Открытость | – | 30 | 80 | 60 | 20 | 10 |
Самоуверенность | – | 20 | 10 | 80 | 90 | – |
Саморуководство | – | 60 | 60 | 30 | 40 | 10 |
Отраженное самоотношение | – | 60 | 10 | 40 | 90 | – |
Самоценность | – | – | 50 | 80 | 50 | 20 |
Самоприятие | – | 10 | 80 | 90 | 20 | – |
Самопривязанность | – | 60 | 80 | 40 | 20 | – |
Внутр. конфликтность | – | – | 60 | 30 | 40 | 70 |
Самообвинение | – | – | 50 | 20 | 50 | 80 |
Практически по всем шкалам опросника (см. табл. 1) у лиц подросткового возраста нет высоких показателей, в отличие от юношей, у которых, наоборот, по большинству шкал (самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопонимание, самопривязанность) не выражен низкий уровень.
Выявлены статистические различия по следующим шкалам: открытость (р = 0,015), самоуверенность (р = 0,000), отраженное самоотношение (р = 0,000), самоценность (р = 0,002), самопривязанность (р = 0,002). А значит, у респондентов юношеского возраста сильнее, чем у подростков выражены такие факторы, как критичность, глубина осознания себя, внутренняя честность, социальная смелость и приспособленность, ощущение силы и ценности своего «Я», позитивное представление о себе в глазах других людей, положительный фон отношения к себе, принятие себя.
Единственной шкалой МИС, по которой не выявлено ни эмпирических, ни статистических различий, является шкала «Самообвинение» (подростки: 50 % –средний, 50 % – низкий уровень; юноши – 20 % – средний, 80 % – низкий уровень), то есть и подростки и юноши не склонны к отрицательным эмоциям в адрес «Я» и интрапунтивности.
Таблица 2
Распределение результатов по методике «Профессиональная готовность» (в %)
Шкалы методики «Профессиональная готовность» | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Подростки | Юноши | Подростки | Юноши | Подростки | Юноши | |
Автономность | – | – | 30 | 60 | 70 | 40 |
Информированность | – | – | – | – | 100 | 100 |
Принятие решений | – | – | 20 | 40 | 80 | 60 |
Планирование | – | – | – | 10 | 100 | 90 |
Эмоциональное отношение | – | – | 30 | 80 | 70 | 20 |
В целом полученные результаты (см. табл. 2) отражают невысокий уровень профессиональной готовности, что является тревожным фактором, учитывая специфику возраста респондентов [1]. У всех испытуемых выражен низкий уровень информированности, то есть неготовность воспринимать и применять информацию о мире профессий, также у большинства ребят не сформирован навык планирования собственной жизни и карьеры.
Статистический анализ позволил выявить различия по шкале «Эмоциональное отношение» (р = 0,040), причем в большей степени этот показатель выражен у респондентов юношеского возраста, а значит, им больше свойственны эмоциональная включенность при принятии решений относительно будущей профессии. Это проявляется в общем настрое человека и тесно связано с эмоциональным компонентом личностной зрелости.
Таким образом, гипотеза о различиях в уровне профессиональной готовности и показателях самоотношения у юношей и подростков подтвердилась.
Полученные результаты обеих групп были также проанализированы с целью выявления взаимосвязей между факторами профессиональной готовности и шкал самоотношения, но ни в юношеской, ни в подростковой группах статистически значимых связей не выявлено. Что позволяет утверждать следующее: структура и специфика отношения наших испытуемых к собственному «Я» не связаны с факторами профессиональной готовности.
Возможно, этот факт объясняется низкой культурой профессионального самоопределения в нашей стране, отсутствием системы профессиональной ориентации и информирования подростков и юношей [6], но нельзя отрицать отсутствие их личностной активности в выборе профессии.
Литература
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1984. – 55 с.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд–кий центр «Академия», 2004. –384 с.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношение. – М.: «СМЫСЛ», 1993. – 32 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Психология труда и человеческого достоинства»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
- Самоукина Н.В. «Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПБ.: Питер. – 2003. – 219 с.
- Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. Психологическая наука: проблемы и перспективы. – Киев, 1990.
А.М. Лужецкая, Ю.С. Семченко