Процесс восприятия человека человеком постоянно сопровождает социальную жизнь личности. Информацию человек о самом себе получает, начиная с рождения. Сначала это информация от самых близких людей, по мере того как ребенок растет, увеличивается круг и число его социальных контактов. Следовательно, и поток сведений к ребенку о нем самом от других людей увеличивается. Приобретая определенное представление о себе, личность начинает соотносить окружающих с собой и постепенно вырабатывает своеобразное эмоциональное отношение к другим людям. Таким образом, возникает эмоционально-оценочное отношение к другим, которое всегда согласовано и зависит от отношения человека к себе, то есть от самоотношения. Следовательно, по результату восприятия окружающих положительному или отрицательному можно судить о самоотношении человека и наоборот.
В соответствии с этим цель данного исследования — изучить взаимосвязь восприятия человека с самоотношением личности субъекта.
Мы исходили из положения о том, что восприятие человека человеком взаимосвязано с самоотношением личности субъекта, при этом индивиды с высокими показателями самоприятия и аутосимпатии воспринимают другого как приятного, симпатичного, вызывающего доверие.
Для достижения поставленной цели нами была разработана анкета и с ее помощью изучено восприятие человека человеком. Изучено самоотношение личности испытуемых с помощью соответствующих методик. В исследовании приняли участие 59 человек, из них 81 % девушек и 19 % юношей. Средний возраст группы 21 год.
В исследовании были применены следующие методы: тестирование и анкетирование. Самоотношение личности изучалось с помощью методики исследования структуры самоотношения («МИСС»), разработанной В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым, а также проективной методики «Косвенное изучение структуры самооценки» («КИСС»), разработанной Е.А. Соколовой, Е.О. Федотовой.
Для изучения аттракции была разработана анкета. Цель анкеты получить информацию о том, как исследуемые оценивают других незнакомых им людей. К анкете прилагались 24 фотографии с изображением людей (в возрасте от 18–26 лет, мужского и женского пола) в обычной обстановке. Анкета представлена в виде таблицы, в начале которой приведена инструкция: «Вам предлагается оценить людей, изображенных на фото, ответив на вопросы анкеты».
Обеспечение достоверности результатов осуществлялось применением статистических методов обработки данных: ранговой корреляции Спирмена, Т-критерия Манна-Уитни.
По результатам диагностики самоотношения по методике «МИСС» и «КИСС», у выборки в целом присутствует одобрение и доверие к себе, позитивная самооценка, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других.
По анализу данных анкеты можно сделать вывод о том, что большая часть испытуемых имеет позитивное отношение к незнакомым людям. Процент испытуемых с негативным отношением к другим людям — низкий. Это говорит о том, что большинство испытуемых положительно оценивают незнакомых людей, считают их приятными, доверяют им, отмечают у них больше достоинств.
Далее мы рассмотрели результаты по методике исследования самоотношения «МИСС» и результаты анкетирования для определения существования связей между этими данными. Для установления связи между этими параметрами применялась ранговая корреляция Спирмена. В итоге было выявлено наличие связи между показателями по методике исследования самоотношения и результатами анкетирования. Приведем графически наиболее ярко представленные связи.
Рис. 1. Схема корреляционных связей между глобальным самоотношением и показателями анкеты. – значимая положительная связь, – значимая отрицательная связь).
Рис. 2. Схематическое изображение корреляционных связей между аутосимпатией и параметрами анкеты. – значимая положительная связь, – значимая отрицательная связь).
Итак, по результатам первичного корреляционного анализа можно сделать вывод, что между показателями анкеты и показателями методики исследования самоотношения существует связь, при этом аффективные компоненты самоотношения выступили наиболее взаимосвязанными с показателями анкеты. В связи с этим, мы выделили две группы испытуемых по разным шкалам методики «МИСС», на представителей с высокими и низкими показателями. Для установления достоверных различий между группами применялся Т–критерий Манна–Уитни.
Нами были установлены достоверные различия между группами с высокими и низкими показателями самоотношения. Испытуемые с высокими значениями глобального самоотношения, уважения к себе, симпатии и интереса к себе, самоуверенности, самоприятия, самопонимания выделяют других людей как симпатичных, вызывающих доверие, обнаруживающих больше достоинств, приятных для других.
В ходе исследования нами были достигнуты следующие результаты:
- Для исследования восприятия человека человеком была разработана анкета. На основании анализа анкеты выявлено преобладание позитивного отношения испытуемых к другим людям.
- По результатам исследования самоотношения группа испытуемых позитивную самооценку, интерес к собственным мыслям и чувствам, обладают уверенностью в своей интересности для других, одобряют свои действия и поступки, доверяют себе, в случае неудачи не обвиняют во всем себя.
- Выявлена взаимосвязь между уровнем самоотношения испытуемых и тем, как они оценивают и относятся к другим людям. Так, испытуемые с высоким уровнем самоотношения считают других людей приятными, симпатичными, вызывающими доверие, интересными для других. Люди же с низким уровнем самоотношения чаще негативно относятся к другим людям.
- Выявлены статистически значимые различия между испытуемыми с высокими и низкими показателями шкал самоотношения по параметрам анкеты. При этом индивиды с высокими показателями самоприятия и аутосимпатии воспринимают другого как приятного, симпатичного, вызывающего доверие подтверждена. Следовательно, гипотеза нашего исследования эмпирически доказана и статистически подтверждена.
Проведенное исследование имеет перспективы развития. Возможно рассмотрение особенностей восприятия человека человеком, а именно изучение восприятия личностью людей противоположного пола. Также возможно экспериментальное изучение влияния самоотношения субъекта на особенности восприятия им другого человека при непосредственном восприятии.