Массовые коммуникации

Самооценка творческих характеристик будущих специалистов в области рекламы

Формирование профессиональной Я-концепции в процессе обучения является предметом рассмотрения учёных, однако исследованы далеко не все профессии. Наиболее изученными оказались профессиональные Я-концепции и их становление у педагогов, психологов, юристов и менеджеров, а также у биологов, таможенников, слушателей вузов МВД, учащихся ПТУ, аспирантов (независимо от направления деятельности) и молодых вузовских преподавателей [1, 2. 3, 4 и др.]. Отсутствуют исследования, посвященные профессиональной Я- концепции специалиста в области рекламы. При этом новизна профессии рекламиста и её неоднозначная социальная специфика требуют понимания особенностей Я-концепции специалиста в области рекламы и разработки специальных программ развития профессиональной Я-концепции в названной области.

Эмпирическим путем было выявлено, что для специалиста в области рекламы одним из самых значимых качеств личности является креативность. Такие данные были получены в результате опроса экспертов (18 специалистов в области рекламы) и студентов (всего 127 человек) факультета сервиса и рекламы ИГУ, проведённого с целью выявления необходимых качеств, присущих специалисту в области рекламы. 94% опрошенных студентов и 100% опрошенных экспертов назвали креативность в качестве необходимого качества для рекламиста, причём показатель креативности в два раза превышает следующий за ним показатель коммуникабельности, и почти в три раза — третий по популярности интеллект.

Следовательно, для формирования профессиональной Я-концепции, которая является залогом будущей успешной деятельности, необходимо в процессе обучения развивать у студентов такое качество, как креативность.

С целью выявления самооценки творческих характеристик студентов, обучающихся на специальности «Реклама», а также динамики этой самооценки, нами было проведено трехэтапное исследование.

В 2010 году были опрошены студенты 2 и 5 курса (73 человека). В 2011 было опрошено 96 студентов 1—4 курса. В 2012 были опрошены студенты 1— 4 курса(79 человек). Возраст опрашиваемых составил от 17 до 23 лет.

Испытуемым было предложено среди коротких предложений найти такие, которые определенно подходят им лучше, чем другие. Их следовало отметить в колонке «В основном верно». Те характеристики, которые подходят лишь частично, следовало пометить в колонке «Отчасти верно». Утверждения, которые не подходят совсем, нужно пометить в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых не могли прийти к решению, следовало отметить в колонке «Не могу решить».

При оценке данных опросника используется четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С), и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору.

Самооценка творческих характеристик личности

В 2010 году у этой группы на первом месте стояла склонность рисковать 76%, на втором месте стоял выбор сложных идей 74,8%, на третьем месте любознательность 73,2%, и на 4 месте стояло воображение 68,4%.

В 2011 году у данной группы на первом месте оказалась воображение 78%, на втором месте стоит склонность к риску 74,4%, и одинаковый результат получили любознательность и выбор сложных идей 73,2%.

А в 2012 году на первое месте была любознательность 81%, на втором месте склонность к риску 79%, на третьем месте оказалось воображение73%, и только на четвертом месте выбор сложных идей 70,5%.

Можно сделать выводы о том, что за это время студенты от года к году становились более любознательны, показатели воображения также увеличились, особенно в сравнении с 2010 годом, а это значит, что они от года к году становятся более творческими личностями. Выросла склонность к риску, склонность к выбору сложных идей уменьшалась от года к году.

В 2011 г. у данной группы на первом месте — воображение 68,4% , на втором месте стоит риск 67,6%, затем следует склонность к сложным идеям 66,8% , и на последнем месте оказалась любознательность 61,2%.

А в 2012 г. у этой группу на первом месте стала склонность к сложным идеям 72,5%, на втором месте воображение с результатом 70%, на третьем месте склонность к риску 68%, и только на 4 месте любознательность 67%.

Самооценка творческих характеристик личности

Можно сделать выводы, что у студентов этой группы наблюдается положительная динамика по показателям: сложность, любознательность, воображение. Остались прежними показатели склонности к риску. Однако в целом показатели любознательности на этом курсе не высоки.

В 2011 году у исследуемого курса на первом месте оказался такой показатель, как сложность (74%), на втором месте — любознательность (70,8%), на третьем месте — стремление к сложным идеям(68%), и только на четвертом месте воображение (64,4%).

В 2012 году у этой группы студентов на первом месте — любознательность (73,5%), на втором месте — склонность к сложным идеям (72%), на третьем месте — воображение (68,4%), и на четвертом — риск (67,6%).

Также данные говорят о том, что у студентов этой группы возросли такие показатели, как воображение и любознательность, а это значит, что они стремятся к творчеству и познанию чего-то нового, а такие показатели, как сложность и риск уменьшились, значит, студенты стали меньше рисковать стали менее склонны к сложным идеям.

Итак, самооценка творческих характеристик будущих специалистов в области рекламы показала динамику по ряду исследуемых позиций, что говорит о том, что в процессе обучения формируется и совершенствуется такое необходимое профессиональное качество рекламиста, как креативность.Однако по ряду качеств есть отрицательная динамика.

Самооценка творческих характеристик личности

Результаты исследования показывают, что студентам более всего присущи такие качества, как склонность к творчеству, моделированию, также студенты предпочитают использовать сложные идеи. Но такое качество, как интерес к познанию окружающего, находится на невысоком уровне. О таком качестве, как риск, можно сказать то, что студенты старших курсов склонны к риску больше, чем студенты первого, второго и третьего курса.

Для коррекции выявленных противоречий необходимы специальные мероприятия по формированию позитивной профессиональной Я-концепции рекламиста, которые должны включать в себя аудиторные, так и внеаудиторные формы работы.

Синчурина М.Г., Костикова Т.

Список использованной литературы:

  1. Василец М. В. Развитие профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров на этапе профессионального обучения. — Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Василец. — Калуга, 2004. — 190 с.
  2. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход. — дис. … д-ра психол. наук: 19.001 /С.Т. Джанерьян. — Ростов н/Д: РГБ, 2006.-441 с.
  3. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я- концепции студентов: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.01/ А.А. Жданович. — М. 2008
  4. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. -дис…. д-ра психол. наук: 00.13/Л.Б. Шнейдер. — М., 2001. — 327 с.