В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблем детской одаренности. Поиск адекватных способов идентификации одаренных и талантливых детей, создание для них оптимальных условий воспитания и обучения все более начинает рассматриваться в качестве важнейшей стратегической национальной задачи.
По мнению Ю.Д. Бабаевой, выявление, обучение и развитие одаренных детей должно базироваться на целостном подходе к изучению их личности. Это предполагает единство рассмотрения и познавательных, и эмоциональных, и личностных и иных сфер психики одаренных.
Существенно, что дети с признаками одаренности могут характеризоваться как гармоничностью, так и диссинхронностью в развитии разных способностей и сфер психики (БабаеваЮ.Д., 1997; Лейтес Н.С., 1998; Панов В.И., 1998 и др.)
Достоверные свидетельства того, что исключительно высокие способности как таковые связаны с психологическими проблемами, отсутствуют. Индивиды любого возраста, добившиеся значительных успехов, обычно оказываются эмоционально более сильными, чем остальные. Они обладают более высокой продуктивностью, мотивацией и увлеченностью, меньшим уровнем тревожности, и даже имеют больше друзей. Вероятно, овладение разнообразными стратегиями решения проблем позволяет им лучше «эмоционально приспосабливаться», возможно, они черпают поддержку в своих прошлых частых успехах. Тем не менее, парадоксальным образом, очень способные индивиды отличаются особой уязвимостью. Обладая исключительными качествами и чувствительностью, они подчас создают чрезвычайно сложные психологические барьеры. На особую чувствительность и повышенную ранимость одаренных детей и подростков указывают многие исследователи (Лейтес Н.С., Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Панов В.И. и др.). В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям, а также к ожиданиям окружающих, к одобрениям и порицаниям. Нередко одаренным детям свойственна неадекватная реакция на мнение окружающих и на внешне малозначимые события. В силу обостренной чувствительности одаренных к социальному и физическому окружению, их Я-концепция в целом весьма уязвима.
У одаренных детей довольно рано происходит выделение сферы интересов и усиленное развитие только этого интереса и соответствующих способностей. В результате может формироваться ограниченный взгляд на самого себя. Наряду с широкой системой личных систем ценностей, одаренным детям свойственны завышенные стандарты оценки своей деятельности, чрезвычайно высокие личные стандарты, высокий уровень притязаний. У детей с высоким темпом интеллектуального развития при столкновении с преградами чаще актуализируются механизмы преодоления трудностей, а у замедленно развивающихся – механизмы защиты.
В целом, для одаренных характерна высоко выраженная способность саморуководства, способность к оценке собственной личности и деятельности. Однако способность управлять собой проявляется у одаренных преимущественно по отношению к учебно-познавательной деятельности.
По мнению М. Карне, одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом Я. Исследования показывают, что имеется безусловная связь между Я-концепцией одаренного ребенка и его поведением и деятельностью. Особенно существенной является зависимость «эмоционального комфорта», самооценки и самоидентификации интеллектуально одаренного ребенка от его академических достижений.
Многочисленные исследования причин недостаточной школьной успеваемости дают основания предполагать, что негативная Я-концепция тесно связана с недостаточной реализацией одаренным ребенком своих потенциальных способностей. В свою очередь, свойственные одаренным детям высокий уровень притязаний и неумение пережить неудачу способствуют тому, что низкая успеваемость негативно влияет на формирование Я-концепции и самооценки и создает неблагоприятный фон для проявления и развития умственного потенциала.
Также на развитие Я-концепции и самоотношение одаренных детей и подростков существенное влияние оказывают межличностные отношения. Высокий уровень интеллекта далеко не всегда сопровождается столь же высоким уровнем социальных способностей. Имеются многочисленные данные о том, что интеллектуально-одаренные дети часто испытывают трудности в общении (феномен социального дисбаланса).
Проявления тревоги и адаптивности детей и взрослых с так называемой нормальной одаренностью принципиальным образом отличаются от особенностей детей с особой одаренностью. Если первые принципиально лучше приспосабливаются к окружению, чем обычные дети, то особо одаренные характеризуются резким снижением адаптационных характеристик.
Американская исследовательница Л. Холлингуорт назвала 125–155 баллов «социально-оптимальным интеллектом». Дети с таким уровнем IQ уравновешенны, уверены в себе и хорошо принимаются обществом. При IQ выше 160 разница между высоко одаренными детьми и их сверстниками настолько велика, что это приводит к особым проблемам в развитии, обусловленным социальной изоляцией. По данным лонгитюдного исследования Л. Термена, «сами дети осознают свою непохожесть. Они могут обвинять себя, воспринимать свои особенности как аномалию, могут начать тщательно скрывать свои достижения и тем самым маскировать свои способности и переходить в достаточно обширную категорию одаренных – «недостиженцев»».
Существуют разные точки зрения относительно самоотношения одаренных детей и подростков. Как отмечает В.С. Юркевич, большинство одаренных детей отличает так называемая высокая базальная самооценка. Эта самооценка часто носит неустойчивый характер, бывает противоречива, проявляется на фоне повышенной тревожности, но в основе своей эти дети в достаточной степени уверены в себе.
Однако одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга. Как отмечает Н.С. Лейтес, исследования ряда авторов показывают, что у одаренных детей самооценка и социальная уверенность часто бывают ниже, чем у их сверстников. Отмечаются также резкие изменения в самооценке одаренных детей в ответ на малейшие неудачи. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация. Вместо позитивного самовосприятия, которое, казалось бы, должно возникнуть у одаренного ребенка под влиянием его выдающихся успехов и мнения окружающих, приходится сталкиваться с тревожными симптомами, чуть ли не отчаяния и самоуничижения.
Проведенные в Чикаго исследования (Леавертон и Херзог, 1979) одаренных школьников обнаружили, что их самооценка ниже, чем у трети их ординарных сверстников, а социальная уверенность ниже, чем у четверти.
А. Маслоу выделил свойственный одаренным феномен «страха перед творчеством» – страх перед своими способностями и перед возможностями их роста.
Уитмор (1980) в качестве причины уязвимости одаренных детей приводит такой фактор, как ощущение неудовлетворенности собой, ощущение собственной неадекватности и низкую самооценку.
Среди факторов, влияющих на описанные особенности самооценки одаренных детей, называют следующие: завышенные стандарты оценки своей деятельности, чрезвычайно высокие личные стандарты, повышенная чувствительность, ответная реакция на неуспех, объективные и субъективные сложности вхождения в коллектив сверстников, феномены «социального», «эмоционального», «моторного дисбаланса».
Представляет интерес сравнение отношения к собственной одаренности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Одаренные девочки ближе к одаренным мальчикам, чем к девочкам нормальных способностей. Одаренные девочки отличаются хорошим психическим здоровьем, однако в подростковом возрасте они могут испытывать тревожность и пониженную уверенность в себе.
Одаренные девочки явно озабочены тем, как воспринимают окружающие их одаренность, как они к ней относятся. Хотя большинство одаренных полагает, что их способности дают им некоторые преимущества, девочки видят в них больше отрицательных сторон, чем их сверстники. У них появляется двойственное отношение к ярлычку «одаренность» и выраженное беспокойство относительно того, что другие могут отрицательно относится к нему. Одаренные девочки оказываются перед дилеммой: идти путем дальнейшего развития своих способностей или отдать предпочтение потребности быть принятым своей группой.
Л. Холлингуорт поставила проблему реализации способностей женщин и показала, что одаренные девочки имеют следующие характерные черты: многие отрицают свою одаренность, высокие способности, объясняя собственные успехи внешними условиями; у них формируется исключительная способность к социальной адаптации, хорошо маскирующая одаренность и обеспечивающая принятие их ближайшим окружением; они меняют свои первоначальные профессиональные ориентации, часто со снижением социального статуса профессии.
Таким образом, в настоящее время психологическая наука располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим сделать вывод, что самосознание одаренных подростков имеет качественные отличия от самосознания подростков с обычными возможностями. Процесс развития одаренной личности требует особого системного непрерывного наблюдения и стимулирования со стороны взрослых. Более того, по мнению Торранса, в подростковом возрасте большая часть одаренных детей нуждается в квалифицированной психологической помощи. Особенно необходимы, по мнению М.А. Холодной, специальные усилия педагогов и родителей по формированию у ребенка с признаками одаренности адекватного (достаточно высокого, но в то же время критического и мобильного) самоотношения.
А.А. Рысева