Тема: Счастливая старость — улучшение качества жизни пожилого человека
Страницы: 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Социальная защита людей пожилого возраста………………………………9
2. Помощь пожилым людям..…………….………………………………………13
3. Коррекционная программа для пожилых людей……………………………23
3.1. Тренинг навыков слушания и понимания партнера………………………23
3.2. Индивидуальные методики работы с пожилыми людьми……………….25
Выводы………………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………..30
Актуальность. Представленная тема посвящена рассмотрению одной из важных проблем- изучению старости как одного из периодов жизнедеятельности человека и общества. Значительное увеличение пожилых людей в структуре населения развитых стран и возрастание продолжительности жизни отдельных индивидуумов являются особенностью современной эпохи. В связи с этим, изучение процессов, происходящих в старости отдельного индивидуума и общества носит актуальный характер. Старость является одним из основных состояний человека и общества, в котором наиболее значимо проявляется социальная сущность бытия личности и социума как системы. Только в человеческом обществе старость приобретает столь массовый характер и в отличии от других биологических сообществ является неким мерилом социальности в аспекте постоянного удлинения периода старости.
Указанная проблема в нашей стране особенно актуальна в связи с тем, что многие социальные потрясения последних двадцати лет можно было избежать, если бы в обществе в полной мере использовали творческий потенциал и социальный опыт присущий старикам. Ведь не секрет, что в России в период с 1985г. по настоящее время принято столько непродуманных решений в социальной сфере жизнедеятельности общества, что этого бы вполне хватило для разрушения социальных структур крупного государства.
Невостребованность потенциала старшего поколения и игнорирование всего культурно-исторического наследия носителем которого, являются пожилые люди значительно обострило негативные явления во всех сторонах деятельности общества, привело к целой череде социальных потрясений и затормозило движение нашей великой страны к созданию подлинно гармоничной структуры социальной действительности.
Общество должно предоставить возможности старшему поколению
для раскрытия присущего ему духовного потенциала. И тогда значительно возрастет количество лиц старшего поколения находящихся в состоянии подлинной старости, которые не являются обузой для социума, а наоборот гармонически проявляют себя в столь сложных аспектах социальной действительности сложившихся в России в настоящее время.
Однако, изучение вопроса о старшем поколении в нашей стране может быть темой отдельного, более детального и конкретного научного исследования в области социальной психологии, которое не возможно без проведения специального — социологического анализа базирующегося на массовом материале исследований социального среза общества и не является прямой задачей данной работы.
Старость как один из феноменов человеческого бытия была объектом изучения философов-мыслителей самых разных взглядов и направлений. Человек не может не задумываться о смысле старости, видя как время накладывает неизгладимый отпечаток на каждого из нас. Поток времени, объективно проявляясь в социальной действительности, постоянно ставил и ставит перед многими поколениями мыслителей вопросы: что такое старость, когда она наступает и каково ее значение для человека и общества?
Уже в древности философы и мыслители Востока и Запада Конфуций, Лао-Цзы, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпидокл, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель, Сенека, Плутарх и другие пытались выделить наиболее сущностные характеристики, онтологическую значимость старости индивидуума. Высказывая отдельные мысли, они заложили основу для дальнейшего развития философских концепций и методологических подходов к всестороннему осмыслению старости. Особо следует отметить вклад Марка Туллия Цицерона, который в своем философском трактате «Катон Старший о старости» проанализировал различные аспекты бытия человека на финальном этапе его жизни. Его подход к пониманию старости,
несмотря на прошедшие две тысячи лет, актуален и до настоящего времени.
Проблемы старости рассматривались и такими мыслителями римского периода как Лукреций Кар и Вергилий. Они особое внимание обращали на соответствие жизненных идеалов человека, его высокому призванию и философскому осмыслению смерти как завершающего аккорда бытия каждого из нас. Философы древности последовательно развивали и углубляли идеи о взаимосвязи духовных и физических возможностей человека, при этом старость концептуализировалась в качестве этапа жизни человека, освещенного мудростью, опытом и приближенностью к Абсолюту. Старость в их воззрениях выступала в качестве важнейшего этапа жизнедеятельности человека и перехода его к подлинному бытию.
Философские мысли древних о старости в последующем, в ходе исторического развития человеческого общества и становления таких мировых религий, как христианство и ислам, трансформировались в духе преобладающей в средние века тенденции теологического понимания роли и предназначения человека как воплотителя воли Бога на земле. Философы Средневековья Августин Блаженный, Авиценна, Фома Аквинский, Р.Бэкон, выдвигали на первый план осмысление старости в качестве этапа бытия человека, в котором человек наиболее соответствует идеалам религиозных воззрений. Человек в старости, по их мысли, устремлен в своих деяниях к познанию божественной благодати. Старое поколение во взглядах указанных философов занимает особое положение. Ему отдается предпочтение перед деяниями более молодых лиц. Старики своей неспешностью и мудростью показывают человечеству его истинное предназначение.
С развитием общества и коренными преобразованиями в социальной действительности, философские подходы к осмыслению старости не могли не измениться. Эти подходы нашли свое выражение в трудах мыслителей Нового времени М. Монтеня, Ф.Бэкона, Ш.Монтескье, Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Ж.А.Кондорсе. Они рассматривали старость не только как феномен, присущий бытию отдельного человека, но и в качестве одного из важнейших элементов бытия общества. Вышеназванные мыслители, оценивая роль старых людей в истории развития общества, пытались определить влияние их на различные аспекты функционирования общества и проанализировать наиболее важные сущностные характеристики, свойственные старшему поколению как одному из составляющих элементов структуры общества.
В XIX и в начале XX столетий философская мысль признавала и оценивала старость в качестве непременного атрибута социального бытия человека и общества. При этом осмысление старости все более и более происходило в рамках создаваемых социо-геронтологических теорий. Такой подход позволил философам выделить наиболее важные социальные стороны старости как явления, органически присущего социуму. В трудах Л. Фейербаха, Р. Оуэна, А. Шопенгауэра, Э. Дюркгейма, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Сепира, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского указанный подход получил свое дальнейшее углубление и детализацию.
В трудах Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, К.Н. Леонтьева старость рассматривалась в контексте исторического развития различных форм и типов общества. При этом они предлагали совершенно новые концептуальные положения, раскрывающие суть процессов, происходящих в периоды возникновения, становления, старости и завершения существования обществ как субъектов социального бытия человечества. Их идеи послужили фундаментом для более глубокого осмысления старости применительно к человеческому обществу в целом.
Начиная с первой четверти XX столетия проблематика старости, охватывая собой широкий круг проблем, привлекает к себе все более пристальное внимание представителей философской мысли. При этом феномен старости вызывает интерес не только у философов, но и у представителей других наук. Для осмысления старости становится характерным подход с использованием достижений в области социологии, культурологии, психологии, биологии и медицины. Значительное увеличение доли старых людей
в обществе в современную эпоху и возрастание их влияния на все стороны социального бытия общества выводит на передний план демографические проблемы населения и тем самым требует нового подхода к проблеме старости в жизни человеческого общества. Свой вклад в разрешение данной философской проблемы для нынешнего этапа развития человеческого общества внесли многие ученые как в нашей стране, так и за рубежом. В их число входят философы Г. Зиммель, А.И. Уайтхед, М. Вебер, К.Б. Рассел, А. Швейцер, М. Бубер, О. Шпенглер, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс, Орте-га-и-Гассет Хосе, Ж. Маритен, М. Хайдеггер, 3. Бауман, Д. Фрэзер, Г.Г. Га-дамер, Ж.П. Сартр, Леви-Стросс, Р. Барт, Ю. Хабермас. Свой вклад в разработку проблем старости внесли русские философы Н. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, П. Сорокин, М. Бахтин, Ю. Лотман, И.Т. Фролов. В настоящий период времени различные аспекты старости нашли свое отражение в работах К.С. Пигрова, Г.В. Карсаевской, Н.Э. Елютиной, В.Д. Альперовича.
Вопрос старения человека и интеграции знаний о старости в аспектах общебиологическом, физиологическом занимает значительное место в трудах отечественных ученых: А.В. Нагорного, В.П. Никитина, В.В. Фролькина, И.В. Давыдовского, Г.Д. Бердышева, В.М. Дильмана, Д.Ф. Чеботарева, Н.В. Маньковского, А.Ф. Минца. Сочетание философского осмысления старости, биологического, психологического и социального подходов к старению человека позволяет охватить изучение указанной проблемы во всей ее многогранности.
Заметное место в исследовании старости занимают труды ученых: К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Осеева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Д. Бромлея, К. Кросса, Я. Врублевского, Л.А. Логиновой, Э. Эриксона, посвященные психологическому аспекту старости человека.
Философские исследования проблем старости в своей методологической основе опираются на сочетание разнообразных подходов и позиций к столь важной проблеме. Она не может быть однозначно решена только в
одном строго определенном контексте. Важность философской рефлексии феномена старости обусловлено тем, что старость как один из составных периодов жизнедеятельности человека занимает особое место в социальном бытии. В современную эпоху актуальным представляется осмысление старости не только в качестве важнейшего аспекта бытия отдельного человека, но и общества. При этом, общество рассматривается нами в виде конкретных форм совместной жизнедеятельности людей, будь -то общественная или экономическая формация, общественный институт или иные общественные формообразования. Последние когда-то исторически возникают, эволюционируют, дряхлеют и отмирают, уступая свое место новым конкретно-историческим формам совместного бытия людей, которое и обозначается термином — общество. Данную проблему мы пытаемся осветить и предложить свои подходы.
Следует отметить что, несмотря на значительное количество глубоких и интересных трудов, имеющих отношение к теме работы, она далеко не исчерпана. Здесь по существу пока еще остается до конца не осмысленным опыт и разносторонний материал различных научных дисциплин. Причины затруднений, которые испытывают разные науки, могут быть в том, что их представители рассматривают несколько односторонне данную проблему. До настоящего времени никто пока не исследовал старость как феномен, носящий сложный комплексный характер, органически присущий бытию отдельного человека и общества.
Цели и задачи программы. Целями настоящей программы являются:
1. Определение социальной природы старости как одного из этапов жизнедеятельности человека и общества;
2. Исследование феномена старости в контексте ее социальной сущности;
3. Создание коррекционной программы направленной на преодоление одиночества в старости.
Объектом программы является старость как сущностная стадия бытия человека и общества.
Предметом программы является процесс трансформаций, происходящих с человеком и обществом на последнем этапе их жизнедеятельности.
В целом данная работа представляет собой попытку синтеза методологических установок, концепций и материалов различных наук о человеке используемых для понимания старости, исходя из роли старшего поколения в социальном бытии общества это психология, история, культурология, геронтология, социология и комплекс философских наук.
Материалы программы могут быть применены при чтении лекционных курсов социальной философии, геронтологии, социологи и др. дисциплин.