Психология

Семейные кризисы

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась относительно недавно. Значимые психологические исследования, теории кризисов, представлены работами Э. Аиндерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона.

Кризис (от греч. Krisis — решение, поворотный пункт) — нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем- либо. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия. Кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Существующие на сегодняшний день теории кризисов описывают переживание кризисных событий на индивидуальном уровне, то есть анализируют процесс кризисных событий отдельным человеком. Однако последний, всегда является частью других, более крупных систем (семейной, профессиональной, социальной и др.) и находится с ними в диалектической взаимосвязи, обуславливающей характер прохождения кризисов.

Исследователями была предпринята попытка анализа переживания кризисных ситуаций не отдельным человеком, а семьей на ее микросистемном уровне функционирования. Разработанный подход к анализу семьи в ситуации кризиса позволяет интегрировать теоретические и практические положения кризисной психологии семьи, на стыке которых рождается новое направление — психология семейных кризисов.

Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Кризисы бывают 2-х видов: нормативные и ненормативные. Эти самые кризисы занимают одно из первых мест среди причин, ведущих семью к разводу. Поэтому изучение семейных кризисов на сегодняшний день очень актуально.

Цель исследования: изучить особенности семейного кризиса в молодых семьях и семьях со стажем.

Гипотеза: семьи со стажем более подвержены ненормативному кризису, чем молодые.

База исследования: «Кризисный центр для женщин». Респодентами при исследовании являлись студенческие семьи со стажем семейной жизни от 6 месяцев до 2 лет и семьи со стажем от 5 до 30 лет.

При исследовании использовались методики: «Мое письмо о супруге», «Семейная социограмма», «Анализ семейной тревоги».

Теоретические особенности нормативного и ненормативных кризисов

Предметом изучения являлись нормативные и ненормативные семейные кризисы.

Характеристики нормативного и ненормативного кризисовРезультаты исследования

Результаты молодых семей

Из графика видно, что в молодых семьях не наблюдается наличие ненормативного кризиса. Но во всех семьях есть нормативные кризисы. Нормативные кризисы распределяются следующим образом:

  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 20%
  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 40%
  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 40%

Результаты семей со стажем

Из графика видно, что в семьях со стажем наблюдаются как нормативные кризисы, так и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы распределяются следующим образом:

  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 20%
  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 40%
  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 0%.

Ненормативные кризисы распределяются следующим образом:

  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 0%
  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 20%
  • степень глубинности протекания кризиса протекает — 20%.

Из результатов исследования видно, что семьи со стажем более подвержены ненормативному кризису, чем молодые семьи. Это говорит о том, что моя гипотеза подтвердилась.

Моисеева Ю.С.

Литература

  1. Авксентьева М. В. «Семья болезнь. Структура, функции и динамика семьи, болезнь в семье и роль семейного врача». М., 19
  2. Алешина Ю. Е. «Цикл развития семьи: исследования и проблемы». Вестник Московсковского университета. Сер. 14. Психология. 1987. №2.
  3. Бейкер К. Г. «Теория семейных систем М. Боуэма». Вопросы психологии. 1991. №6.
  4. Белорусов С. А. «Методика «Мое письмо о супруге» и ее психотерапевтическое использование». Семейная психология и семейная терапия. 19 №2.
  5. Варга А. Я., Драбкина Т. С. «Системная психотерапия». СПб., 2001
  6. Витакер К. «Полночные размышления семейного терапевта». М., 1998
  7. Волкова А. Н. «Социально-психологические факторы супружеской совместимости». Автореф. дисс. …канд. психол. наук. Л.,
  8. Гаврилова Н. В. «Нарушения функций семьи как объект социологического исследования. Семья как объект философского и социологического исследования». Л., 1994.
  9. Грюнвальд Б. Б., Макаби Г. В. «Консультирование семьи». М., 2004