Психология

Семейные отношения как условие развития и реализации потенциала одаренного ребенка

В последние годы многочисленные исследования одаренности показали, что для реализации творческого и интеллектуального потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий (Б. Блум, П. Кляйн, П. Торренс, Б. Уайт) [цит. по 4]. Наибольшую роль в этом процессе помимо роли сверстников и педагогов играет семья и семейные отношения.

Члены семьи не только передают детям знания и умения, но и оказывают существенное влияние на процесс формирования жизненных ценностей, отношения к учебе, интеллектуальным достижениям (М. Хау). М. Хау выделяет конкретные механизмы семейного влияния, «образцы» взаимодействия матери с младенцем в раннем детстве, трудности и конфликты, которые возникают в семьях вундеркиндов. М. Хау убежден, что родители нуждаются лишь в минимальном руководстве, они в состоянии развить лучшее в детях, так как семья является идеальным местом для обучения.

Анализ фактов семейных отношений позволил В.Н. Дружинину сделать вывод о том, что семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, способствует формированию и развитию креативности у ребенка.

Семейная система является значимым критерием в становлении личности ребенка. Наибольшее влияние на формирование одаренности оказывают такие компоненты личности как Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности. Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. К. Тэкэкс [4] обращает внимание на то, что особую роль в обретении ребенком положительного Я, играют родители. Значимость родителей и их характер отношений к ребенку – основа личного сознания бытия.

Особо подчеркивается необходимость создания специальных условий родителями по формированию у ребенка с признаками одаренности адекватного (достаточно высокого, но в то же время критического и мобильного) самоотношения. В формировании у ребенка оптимального способа самооценивания отмечается необходимость эффективного сотрудничества взрослых и детей. Психологи особо подчеркивают факт влияния мнения окружающих на процесс становления самооценки ребенка. Под воздействием оценочных суждений родителей, педагогов, ровесников ребенок начинает определенным образом относиться к собственным достижениям в деятельности (в первую очередь, учебной), к самому себе как личности.

На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю.Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды (в качестве среды можно обозначить семью как ближайшее и значимое окружение ребенка) обладают весом, с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего

На ряду со многими исследованиями [1, 2, 3] в практике изучения влияния семейных отношений на одаренность ребенка имеются и взаимоисключающие себя данные. Так, в исследованиях, которые отводят решающую роль влиянию семейных отношений в развитии потенциала ребенка, были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей (Д. Манфилд, Р. Альберт и М. Рунко). В противовес этому существует ряд других исследователей, которые указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, исследования Е.В. Алфеевой, свидетельствуют о том, что негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности.

Таким образом, существуют различные исследования, которые сводятся к рассмотрению развития творческих и интеллектуальных способностей у детей, как изменяющихся характеристик в зависимости от различных социальных факторов, в частности, от ближайшего, значимого окружения ребенка – семьи. Однако семейная система как фактор, влияющий на развитие одаренности ребенка, еще недостаточно изучена в психологи. Многие исследования на эту тему противоречивы, поэтому на данный момент остро стоит необходимость изучения семьи и семейных отношений, как одного из главных компонентов, влияющих на развитие различных сфер личности одаренного ребенка.

Литература

  1. Белова Е. Одаренность и дошкольное детство // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9. – С. 54–57.
  2. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. – М.: Новая школа, 1996. – 116 с.
  3. Малашихина И.А., Мурадханова И.И. Педагогика детства. – Ставрополь.: СГПУ, 1996. – С. 163–167.
  4. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

Е.Р. Насырова