Дипломная работа по психологии

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Тема работы: Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Страницы: 73

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 5
1 ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 5
2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ 12
2.1. АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. 12
2.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. 14
2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ 15
ГЛАВА 3. СИМВОЛДРАМА 21
3.1. СИМВОЛДРАМА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ 22
3.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДА 27
3.3. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ 28
3.3.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ 28
3.3.2 РАБОТА С РИСУНКОМ 31
3.3.3. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ЧИСЕЛ 35
3.4. ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИМВОЛДРАМЫ 38
3.4.1. ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИМВОЛДРАМЫ 38
3.4.2. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИМВОЛДРАМЫ 39
3.4.3. ВОЗРАСТ 40
3.5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА 42
ГЛАВА 4. РАБОТА С ПАЦИЕНТОМ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

ВВЕДЕНИЕ
Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект.
Большая распространенность в популяции неврозов и психосоматических заболеваний привлекает внимание многих психологов к изучению эмоциональной сферы человека. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений.
Методика символдрамы получила в последнее время широкое распространение. Это связано с тем, что символдрама оказалась клинически эффективным методом при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Этим и определяется актуальность работы.
Цель данной работы заключается в определении эффективности применения символдрамы как метода коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является тревожность у детей.
Предметом исследования выступает символдрама как способ коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель и гипотеза работы определили задачи исследования:
• Рассмотреть особенности тревожности у детей младшего школьного возраста;
• выявить особенности методов психотерапии использующих образы;
• установить специфику работы с образами в символдраме;
• изучить изменения уровня тревожности, произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу Символдрамы.
Методологической основой данной работы явились основные принципы психологической науки, в т.ч. принцип последовательного детерминизма, согласно которому развитие личности обусловлено социальной ситуацией и психологическими закономерностями индивида, основные положения которого сформированы в трудах Л.С.Выгодского.
Гипотеза работы: Символдрама является эффективным средством для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложений. Весь материал изложен на 68 листах.