Тема: СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА ПРОФЕССИЙ
Страницы: 27
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий
1.1 Определение понятия «эмоциональное выгорание»……………………….5
1.2 Основная причина синдрома выгорания…………………………………….9
1.3 Основные модели «психического выгорания»…………………………….14
1.4 Выводы……………………………………………………………….………16
Глава 2. Исследование эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий
2.1. База и методы исследования……………………………………………….17
2.2. Характеристика исследования……………………………………………..18
2.3. Анализ полученных данных………………………………………………..19
2.4 Выводы………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………….…………………………………25
Проблема эмоционального выгорания наиболее актуальна для тех групп населения, чья деятельность проходит в условиях повышенных социо-психологических требований и связана с умственным и психоэмоциональным перенапряжением. В их числе педагоги представляют одну из самых массовых профессий, связанных с многочисленными повседневными ситуациями, провоцирующими нарушение психической адаптации.
Кроме того, в ходе проводимых в стране социально-экономических преобразований, эта профессиональная группа оказалась одной из самых социально незащищенных. Таким образом, педагогическую деятельность можно рассматривать как адекватную репрезентативную популяционную модель напряженной психоэмоциональной и интеллектуальной профессиональной деятельности в социально-экономических условиях, препятствующих реализации актуальных жизненных потребностей людей.
Актуальность проблемы. Профессия педагога относится к сфере профессий помогающего типа, профессий, представители которых наиболее подвержены воздействию многочисленных эмоциональных факторов (как объективных, так и субъективных), следствием чего является нарастающее чувство неудовлетворённости, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости, что ведёт к профессиональным кризисам, истощению и выгоранию. В настоящее время синдром психического выгорания удостоен диагностического статуса.
Хотелось отметить, что педагогическая деятельность приобретает всё большую и большую социальную значимость. От педагога общество ожидает не только умение и желание передавать знания в наиболее доходчивой и интересной форме, но умение корректировать различные социальные проблемы, такие как, например, (асоциальное поведение детей и подростков, взаимоотношения в группе, подростковый алкоголизм и наркомания.). Таким образом, от здоровья самого педагога во многом зависит и психологическое здоровье его учеников, степень их социальной адаптации.
Цель нашего исследования: разобрать программу по выявлению уровня эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий.
Задачи:
o рассмотреть теоретическое обоснование проблемы «эмоционального выгорания»;
o провести исследование по выявлению уровня эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий;
o провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
o сделать выводы по проведенной работе.
Объект нашего исследования –эмоциональное выгорание.
Предмет нашего исследования – изучение показателей эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий.
Методологическую основу исследования составили методики: «Нервно-психического напряжения», предложенная Т.А. Немчиным; «Шкала астенического состояния» созданная Л.Д. Малковой; «Шкала сниженного настроения – субъдепрессии», основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балошовой.
Структура работы: наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе мы рассматриваем основные теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий.
Во второй главе мы выявляем уровни эмоционального выгорания, проводим обработку полученных результатов и подводим итоги исследования.