Психология

Синдром профессионального «выгорания» у медицинских сестер областной клиники г. Иркутска

Интерес к синдрому «выгорания» в зарубежной психологии возник в 70-х годах прошлого столетия и широко исследовался, и исследуется по настоящее время. Термин «выгорания» употребляется более часто в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Люди таких профессий – это медицинские работники, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты. Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. При этом ответственность в большей степени лежит на помогающем, она осознанно им принимается.

Существует очень много определений «выгорания», но для применения в сфере медицины этого термина, можно дать следующее определение: реакция организма на длительную стрессовую ситуацию вследствие профессиональной деятельности, когда человек не может справиться со стрессом, болезнью и усталостью. Профессиональный стресс медицинского работника это состояние эмоционального напряжения, возникающее отнюдь не от экстремальных ситуаций, а от постоянной медицинской практики, так как от его деятельности зависит не только здоровье человека, но и жизнь в целом.

Так как синдром «выгорания» не возникает внезапно, скорее можно сказать, что это процесс, в котором человек сам активно участвует, и который имеет свои стадии развития.

Первая стадия: усталость, «перекрытие» положительных эмоций отрицательными, несовместимость ожидаемого и реального в профессии, состояние растерянности, избегание вникания в проблему («зачем это мне?»). Как следствие – нерешенность этих проблем, иллюзии, ощущения, что работают только они, частые смены настроения.

Вторая стадия: на этой стадии описанные симптомы становятся более выраженными и постоянными, появляется чувство нереализованности своих возможностей, неприятие другими их значимости, появляется фрустрация, цинизм, неудовлетворенность профессией и жизнью в целом, нечувствительность к коллегам и пациентам, снижение энергетического уровня, частая неуверенность, уход в алкоголизм, избыточное курение.

Третья стадия: присутствует чувство полной разбитости, ощущение себя неудачником, общая дисфункциональность, нежелание идти на работу, невозможность сосредоточится, приступы тревоги, физические нарушения (снижение иммунитета, депрессия и т.д.).

В исследовании синдрома «выгорания» многие авторы выделяют следующие группы факторов:

  1. Индивидуальные факторы:

а) социально-демографические характеристики (возраст, семейное положение, пол, стаж, этнические признаки);

б) личностные особенности (активность, выносливость, гибкость, самооценка, самоконтроль, внутриличностная конфликтность);

  1. Организационные факторы: социально-психологические взаимоотношения по вертикали-горизонтали; социальная поддержка от коллег, семьи, друзей; объем работы, сверхурочная работа, содержание работы, часы отдыха-работы; оплата.

Необходимо отметить, что в появлении синдрома «выгорания» нет прямой зависимости от одного фактора, он может зависеть от их сочетания (стаж, оплата, возраст, самооценка).

Особенность профессиональной деятельности медицинских сестер состоит в большем объеме работы: это не только оказание помощи в лечении, выполнении назначений врача, но и уход за тяжело больными, где при контакте с пациентами слово может лечить. Поэтому следует отметить повышенное чувство ответственности, их готовность помогать за счет собственных личностных ресурсов. Стремление помочь может быть решающим в их работе, это многих поддерживает и дает им чувство уверенности в своих способностях профессионала. Вместе с тем, отсутствие проясненной профессиональной позиции приводит к смешению личного и профессионального пространств медицинской сестры и служит источником стресса.

Для сравнительного анализа психоэмоционального состояния у медработников Иркутской областной клинической больницы было проведено обследование 42 врачей и 70 медсестер (реанимация, хирургия, терапия) в возрасте от 21 до 53 лет с использованием методики «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ).

В основе методики лежит дифференцированная оценка уровня удовлетворенности-неудовлетворенности по 5 субшкалам:

— взаимоотношения с родными и близкими;

— с близким окружением;

— социальный статус;

— социально-экономическое положение;

— здоровье и работоспособность.

Таблица 1

Сравнительные данные общего уровня удовлетворенности у врачей и медицинских сестер (без учета профильной направленности)
 Уровень

 

 

Должность

Высокий

уровень общей

удовлетворенности

Умеренный

уровень общей

удовлетворенности

Зона

неопределенного результата

Умеренный

уровень общей

неудовлетворенности

Врачи 9,5 % 59,5 % 28,6 % 2,4 %
Медсестры 1,4 % 41,4 % 51,4 % 5,7 %

Таблица 2

Сравнительные данные общего уровня социальной фрустрированности у врачей и медицинских сестер (без учета профильной направленности)

Уровень

 

 

Должность

Очень высокая

социальная

фрустрированность

Высокая

социальная

фрустрированность

Умеренная

социальная

фрустрированность

Низкая

социальная

фрустрированность

Врачи 2,4 % 4,8 % 64,3 % 33,3 %
Медсестры 21.4 % 64,3 % 14,3 %

Анализ результатов показал, что уровень высокой удовлетворенности у медсестер ниже (1,4 %), чем у врачей (9,5 %); а уровень неудовлетворенности (медсестры – 5,7 %, врачи – 2,4 %) и зона неопределенного результата (медсестры – 51,4 %, врачи – 28,6 %) – выше. При сравнении социальной фрустрированности видно, что высокая у медсестер – 21,4 %, у врачей – 4,8 %; низкая – у медсестер – 14,3 %, у врачей – 33,3 %.

По данным исследования видно, что синдром «выгорания» у медсестер проходит более выражено, чем у врачей.

Таким образом, наличие синдрома «выгорания» ухудшает качество работы медсестры и негативно влияет на ее здоровье. Также, логично предположить, что, то негативное влияние, которое оказывает «выгорание» на деятельность и самочувствие медсестры, не может не проявиться и в других, непрофессиональных сферах жизни.

Важным в работе психолога в сфере медицины является помощь медработнику в его умении разделять личное и профессиональное пространства и адекватно распределять ответственность. Совершенно избежать синдрома «выгорания» в работе медсестры сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению.

Н.М. Жилина

Литература

  1. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестн. РАТЭПП. – СПб., 1995. – Вып. 1. – С. 36–47.
  2. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Ледерак-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. – СПб., 2000. – С. 287.
  3. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1992. – № 2. – С. 5–10.
  4. Вассерман Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1995. – № 2. – С. 73–79.