Правоотношения

Система местного самоуправления в законодательстве РФ

Одной из насущных тем в период современного реформирования правовой системы РФ является конституционно-правовое регулирование местного самоуправления. Данный институт претерпел существенные изменения с учетом историко-правового опыта и в связи с этим получил закрепление в действующим законодательстве. В соответствии с нормативно-правовыми актами действует следующая система регулирования местного самоуправления. Для создания необходимой правовой базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав местного самоуправления в 1995 г. принимается Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующий в редакции от 06.10.2003 г.

Формирование и развитие местного самоуправления и, особенно, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Основные принципы развития местного самоуправления, его правового регулирования взяты из Европейской Хартии о местном самоуправлении. Хартия закрепляет принципы организации местной власти, которые обязательны для России как члена Совета Европы. Следовательно, муниципальные образования получили международные гарантии. Федеральный закон предусматривает следующие виды муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Структуру органов самоуправления составляют: представительные органы, глава, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольные органы муниципального образования и иные органы, и должностные лица. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом и наделяется собственными полномочиями.

К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которых осуществляется населением самостоятельно. Федеральным законом предусмотрена норма, в соответствии с которой полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед государством базируется на Конституции РФ. Вопрос ответственности перед населением определяются в уставе муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и являются самостоятельными в пределах своих полномочий. Конституция РФ и Федеральный закон определяют предметы ведения местного самоуправления. Положение статей 3 и 12 Главы 1 Конституции гарантирует местное самоуправление. Данные главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленным Конституцией. Европейская Хартия о местном самоуправлении указывает на роль местных органов в реализации местного самоуправления через выборные органы и путем прямого участия граждан. Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в данные органы, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам независимо от национальности, пола, расы, языка, происхождения, отношения к религии, имущественного и должностного положения.

Государство признает и защищает муниципальную собственность, признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, допускает изменение границ, с учетом мнения населения.

Согласно конституции государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, в соответствии с этим структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления. Конституция предоставляет местному самоуправлению право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения, на уровне государственных стандартов, которое гарантируются государством.

Для Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления. Некоторые особенности организации существуют в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях. Это многообразие связано с возможностью самого населения избирать организационную модель местного самоуправления.

Важным принципом является соблюдение прав и свобод человека в муниципальной деятельности, то есть на местном уровне. Органы местного самоуправления участвует в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав граждан, предоставляя возможность каждому гражданину участвовать в решении вопросов местного значения. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их обнародования.

Одним из основных конституционных принципов является принцип законности. Он выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе и в рамках закона. Надзор за неисполнением законов осуществляют органы прокуратуры. Обеспечение законности осуществляется также с помощью судебных органов.

Принцип гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, информируя о ней население. Большую роль в обеспечении гласности призваны играть средства массовой информации. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу.

Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция обеспечивает судебную защиту прав местного самоуправления. Кроме того, Правительство Российской Федерации утверждает Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления в целях обеспечения становления и развития местного самоуправления, которое предусматривает формирование правовой основы местного самоуправления, создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

О.А. Цушка