Психология

Система скрытой профилактики наркомании в школе

Масштабы распространения наркомании в обществе в целом и среди несовершеннолетних в частности являются в современном российском обществе проблемой не только не снижающейся, но все увеличивающейся остроты и актуальности.

Следствием этого является связанный с наркоманиями устойчивый рост психических нарушений и самоубийств. Не случайно Концепция национальной безопасности РФ, выражая тревогу в связи с угрозой физическому здоровью россиян, относит борьбу с наркобизнесом, наряду с терроризмом и контрабандой, к важнейшей составной части обеспечения как национальной безопасности страны, так и безопасности мирового сообщества в целом.

Распространённость наркомании характерна как для городского, так и для сельского населения Иркутской обл. По данным выборочных социологических исследований наркотики становятся всё более доступными молодёжи, приобретают статус культурного явления с формированием особой субкультуры. Для каждой отдельной субкультуры характерны свои виды психоактивных веществ.

В настоящее время происходит реструктуризация рынка наркотических веществ за счёт отчётливого роста удельного веса «тяжёлых» и синтетических наркотиков: героин, амфетамины, ЛСД. Данная ситуация в области не может не повлиять на положение в северных районах и, в частности, в нашем Бодайбинском районе.

С точки зрения возможности наркотизации несовершеннолетние представляют собой группу повышенного риска в сравнении с другими группами населения. Взрослая наркомания на 60-80% формируется в несовершеннолетней среде, поэтому наркомания среди несовершеннолетних оказывает как прямое, так и опосредованное влияние на незаконный оборот наркотиков и связанную с ним преступность.

Попытки противодействовать этому явлению предпринимаются как со стороны властных структур и органов управления образованием, так и со стороны общественных организаций, различных служб и ведомств, а также отдельными специалистами на местах. В настоящее время в образовательных учреждениях созданы наркопосты, которые должны координировать диагностическую и профилактическую работу с детьми, профилактическую работу с родителями, а также вести организационно-методическую профилактическую работу в учреждении.

К сожалению, пока проводимые мероприятия профилактики наркомании в образовательных учреждениях с одной стороны выявляют значительный потенциал разнообразных приемов и методик, могущих быть использованными с этой целью; с другой стороны — наряду с богатым методическим арсеналом наблюдается крайне слабая проработка методологической основы системы профилактики наркомании.

В связи с этим профилактические мероприятия нередко носят бессистемный и односторонний характер, часто перегружены специальной информацией, могущей вызвать нездоровый интерес детей и подростков к наркотикам, проводятся без учета данных возрастной психологии и педагогики о психологических особенностях разных возрастных периодов.

До сих пор не выработана единая концепция профилактики распространения наркомании, что неудивительно в условиях недавнего глубокого идеологического кризиса, выявившего отсутствие в обществе четких духовных ориентиров. Большая часть поколения, выросшего в то время, подвержена различным видам наркотической зависимости и, следовательно, не в состоянии правильно воспитать своих детей и привить потребность вести здоровый образ жизни.

Автор данной статьи согласна с К.Е. Левицким, который в «Самарском Региональном центре со- цио-психологических исследований и диагностики в системе образования» провел анализ зарубежного и отечественного опыта организации профилактики наркомании и пишет, что данное исследование позволяет отказаться от целого ряда моделей профилактики как от бесперспективных (каково, например, ограничение негативной, т.е. «запугивающей» профилактикой), и взять на вооружение модели и принципы, зарекомендовавшие себя как эффективные. Следует отметить, что основным препятствием на пути к их плодотворному использованию является неоправданный механический перенос зарубежных методологических подходов на отечественную почву без учета исторически сложившихся этнокультурных различий в мировоззрении и системе ценностей.

К. Е. Левицкий (2003 г.) предлагает концептуальную основу системы первичной профилактики наркомании в образовательных учреждениях.

  1. Проблема профилактики наркомании является комплексной, и сведение ее к одному — двум аспектам (медицинскому, социальному, правовому и т.д.) недопустимо.
  2. Развитию наркомании всегда предшествует манифестация психологической дезадаптации (часто, но не всегда проявляющейся дезадаптацией социальной). В основе ее лежит локальное или тотальное отсутствие осознанной конструктивной жизненной позиции.
  3. Первичная позитивная профилактика, направленная на устранение этой дезадаптации, должна предшествовать негативной, освещающей вредные последствия употребления наркотиков. В противном случае профилактические мероприятия превращаются в пропаганду наркотизма, т.к. ребенок, подросток, не вооруженный конструктивными жизненными навыками, будет использовать химические средства саморазрушения для манипуляций окружающими и/или ухода от реальности, в которой он дезадаптирован.
  4. Анализ причинно-следственных связей в развитии наркомании совершенно необходим, так как он помогает учащимся ориентироваться в окружающем мире, видеть причины и предвидеть последствия своего поведения. Однако он абсолютно недостаточен без глубокого анализа целей, которые преследует человек, стремящийся к употреблению наркотика. Необходимо, чтобы учащиеся осознали себя (и человека вообще) как свободно целеполагающего субъекта, облеченного ответственностью (полномочиями) настолько, насколько осознанно он ставит перед собой цели.
  5. Стержневым моментом профилактики наркомании должно стать создание условий для формирования у учащихся осмысленного восприятия реальности во всей ее полноте, исключающего стремление игнорировать отдельные ее аспекты.

Необходимыми условиями при этом являются:

  • глубоко осознанное оптимистическое мировосприятие лиц, занимающихся профилактической деятельностью;
  • наличие (формирование) в и вне образовательных учреждений коллективов, руководствующихся подобной жизненной позицией и установкой на трезвенничество в самом широком смысле этого слова;
  • преодоление оторванности от отечественной духовной традиции в рамках деятельности этих коллективов;
  • возможность разрешения учащимися личностно значимых проблем при включении их в деятельность подобного коллектива;
  • содержание и формы профилактической работы в каждой возрастной группе должны соответствовать зоне ближайшего развития этого возраста.

Профилактическая работа может быть успешной лишь в том случае, если ее содержание:

  • способствует разрешению кризиса данного возрастного периода;
  • соответствует его основной целевой установке;
  • совпадает с его деятельностным содержанием;
  • опирается на соответствующие данному возрастному периоду интерпсихические новообразования.

При составлении данных рекомендаций за методологическую основу, определяющую содержание и формы профилактической работы в зависимости от возраста учащихся, взята периодизация детского возраста по Эльконину, а также труды в области возрастной психологии проф. В.В.Зеньковского.

В современном российском обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда с одной стороны психофизиологически обусловленный интерес подростка к вопросам пола наталкивается зачастую на ханжеское лжецеломудрие на фоне беспрецедентно разнузданной индустрии непристойностей, а с другой — более или менее явственно осознаваемый подростком зов «запредельного» вызывает насмешливые или раздраженные призывы взрослых “не витать в облаках», «спуститься с небес на землю» и т.д.

Отсутствие в обществе четких смысловых, духовных — а, следовательно, и культурных ориентиров в «вечных вопросах» — взаимоотношения полов и высший смысл человеческой жизни — приводит к стагнации, задержке личностного развития, не получающего от общества материала для перехода на очередной этап. Внешне это выглядит как регресс в инфантилизм, к примитивной локальной социальной адаптации весьма сомнительного нравственного качества — получить максимум удовольствия при минимуме затраченных усилий и без оглядки на последствия, ибо вопрос о смысле совершаемого вслед за взрослыми объявляется бесплодным и социально малозначимым мечтательством.

Задача профилактики на этом этапе — помочь подростку осознать биологические, социальные, правовые, психологические, духовные аспекты и, соответственно, механизмы развития наркотизма, четкую взаимосвязь вопроса трезвеннической установки с вопросом о смысле человеческой жизни.

У учащихся средних классов должно быть сформировано понятие о зависимом поведении вообще, и наркомания должна рассматриваться лишь как одна из разновидностей такого поведения, его логически закономерный этап.

Дилемма «вред от наркотиков или трезвость ради здоровья» должна быть расширена до дилеммы «уход из бессмысленного мира в небытие или осмысленная жизнь в реальном мире».

Без постановки вопроса о том, зачем жить трезво, о сущности и предназначении человека, т.е. без удовлетворения запроса подростка на построение Я-концепции любая негативная профилактика окажется в лучшем случае невостребованной.

С другой стороны, обсуждение объективных аспектов и механизмов развития зависимостей позволит заложить в структуру формирующейся у подростка концепции мира прочную фундаментальную основу. Это представление о том, что любая нечестность, ложь, фальшь, подмена (каковой является иллюзорный уход от проблем в мир наркотических грез) ведет к выпадению из реального бытия в небытие, к уничтожению, т.е. смерти. Осознание того, что ложь и смерть являются лишь субъективным и объективным аспектами одного и того же явления позволит подростку интериоризировать и присвоить глубоко нравственный характер объективных законов нашего бытия, и обеспечит его мировосприятие жизнеутверждающей основой и оптимистическим характером.

При проведении профилактических занятий следует максимально использовать интерактивные формы обучения; вслед за сообщением очередного информационного блока необходимо предоставить школьникам возможность проявить творческую активность и самостоятельность в его переработке. При этом надо обеспечить немедленный практический выход результатов этой переработки (от смотра-конкурса плакатов до внесения изменений в Устав образовательного учреждения или оформление гражданской общественной инициативы в масштабах района, города, области и т.д.).

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность и механизмы включения учащихся среднего звена в деятельность трезвеннических структур и объединений старших школьников, созданных ими совместно с организаторами профилактической работы.

Конечно, вести такую работу в школе в одиночку школьному психологу очень трудно, или даже невозможно. Но при правильной организации работы наркопоста, в который входят разные специалисты образовательного учреждения (социальный педагог, психолог, медицинский работник, учителя — предметники, классные руководители, родители), вполне можно совместными усилиями добиться желаемого результата: формирования сильной и самодостаточной личности подростка, которая не «потянется» к наркотику и как следствие снижение наркотизации молодежи.

Воронцова О. Г.

Литература

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.,
  2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  3. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Жмуров В.А., Красовская А.Г. Наркомания и токсикомания у подростков и детей. Иркутск, 19
  5. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. 1997. № 4.
  6. Кон И.С. В поисках «Я». М.: Политиздат, 1984.
  7. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрической и медицинской психологии, 199 № 1.
  8. Крайг Г. Психология развития (7-е межд. изд.). СПб: Питер, 2001.
  9. Клейберг Ю.А. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив. Тверь, 2000.
  10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. ТЦ Сфера. М., 2004.
  11. Левицкий К.Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательном учреждении. Самара, 2003.
  12. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 19
  13. Меерзон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 19
  14. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 1998,
  15. Фельдштейн Д.Н. Психология развивающейся личности. М., Воронеж, 1996.
  16. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2005.