Курсовые работы по психологии

Сказкотерапия в коррекции познавательной деятельности дошкольников с ЗПР

Тема: Сказкотерапия в коррекции познавательной деятельности дошкольников с ЗПР

Страницы: 44

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сказкотерапии как метода коррекции познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития 5
1.1. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 11
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 5
Глава 2. Исследование познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития 22
2.1. База, методология и методы исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 23
Глава 3. Коррекционная программа познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом сказкотерапия 27
3.1. Метод сказкотерапия в теории и на практике…………………………………29
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение…………………………………………………………………..…39

Введение

Актуальность исследования. Актуальность проблемы психического здоровья детей в после¬дние годы значительно возросла. Задержка психического развития встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12 – 20% детей.
В дошкольном возрасте задержка в психическом развитии проявляется в недоразвитии речи у детей, позднем формировании навыков опрятности, самостоятельности. Наиболее наглядно она проявляется в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем мире. У таких детей слабо развита познавательная деятельность и как следствие слабая интеллектуальная продуктивность.
Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии»[1].
Изучение особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР, является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений, в том числе нарушений в познавательной деятельности.
Объектом нашего исследования является познавательная деятельность детей с задержкой психического развития.
Предметом является сказкотерапия как метод коррекции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучить познавательную деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. А также разработать коррекционную программу познавательной деятельности детей с ЗПР методом сказкотерапия.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что сказкотерапия является эффективным методом в коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический материал по данной проблематике;
2. Рассмотреть сказкотерапию как метод коррекции;
3. Изучить особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР;
4. Разработать коррекционную программу для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом сказкотерапия.
В качестве методологической основы работы выступают: исследования познавательной активности (В.И. Журавлев, Г.И. Щукина, Ф.К. Славина); теоретические положения о поисковой, исследовательской деятельности (Т.В Кудрявцев, А.М. Матюшкин, В.Н. Максимова и др.); психолого-педагогические основы творчества (А.В. Брушлинский, В.В. Петрусинский, Г.С. Альтшуллер и др.); работы по развитию творческих способностей Н.К. Винокуровой, Ю.Б. Гатанова, А.Э.Симановского.
База исследования. Исследование проводилось на базе Иркутского детского сада «Аистенок» компенсирующего вида. В исследовании приняли участие 10 детей, из них 4 мальчика и 6 девочек. Возрастной диапазон испытуемых составил – 5 – 6 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.