Психические состояния стали объектом научного исследования сравнительно недавно. До настоящего времени имеется много нерешенных теоретических вопросов, слабо обобщен огромный эмпирический материал.
Постановкой проблемы психических состояний привлекается внимание к существенным фактам человеческой жизни и вносится большая ясность в понимание человеческой психики в целом. Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности, тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
Акцентуация характера является системным психическим образованием, и рассматривается как варианты нормы, проявление своеобразия личности, способ адаптации к среде, определенная форма согласования своих индивидуальных качеств и потребностей со средой и обстоятельствами жизни. Каждому типу акцентуации характера соответствуют свои особенные черты, наличие преобладающего настроения, переживание различных эмоций, можно предположить о наличии, влиянии и склонности к переживанию различных психических состояний при акцентуациях характера. Данная проблема не являлась предметом самостоятельного научного исследования.
Мы исходили из положения о том, что при различных акцентуациях характера существует склонность к переживанию определенных психических состояний.
В психических состояниях, так же как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое.
Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии. При описании и объяснении психических состояний мы опирались на принятый в отечественной психологии принцип единства психики и деятельности; на теоретические положения о природе и функциях психических состояний, сформулированных в работах Л.В. Куликова, Н.Д. Левитова, В.Н. Мясищева; на теоретические положения о видах психических состояний С.Л. Рубинштейна, Г. Селье, Е.П. Ильина, Ф.Б. Березина, Л.П. Гримак; на теоретические положения К. Леонгарда, А.Е. Личко о классификации акцентуаций характера и др.
Исследование акцентуаций характера проводилось с помощью характерологического опросника К. Леонгарда, который предназначен для выявления десяти акцентуаций характера, связанных в основном с эмоциональной сферой человека: длительностью переживаний травмирующих событий, глубиной эмоциональной жизни испытуемого, повышенной тревожностью, склонность к перепадам настроения, силой и выраженностью эмоционального реагирования.
Для психодиагностики психических состояний применялась методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликова, основным назначением которой является диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний с помощью субъективных оценок обследуемого.
В процессе исследования были выявлены различия в переживании психических состояний при различных акцентуациях характера.
У лиц с гипертимным типом характера более выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, повышенная вероятность активности и расходования энергии, стенического реагирования на возникающие трудности, преобладает ровный положительный эмоциональный тон, ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками. Преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, в полной мере действовать, вести себя желаемым образом.
Циклотимам свойственна подавленность, пониженное, печальное настроение, гипотимность, имеют склонность к переживанию состояния тревоги. У них снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, преобладает отрицательный эмоциональный фон. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости сделать жизненный выбор.
У демонстративных акцентуантов выражено оптимистическое отношение к жизненной ситуации. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые, нет стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, в своем поведении. Активность демонстративных личностей скорее представляют собой неугомонность, привлекающую внимание окружающих и это позволяет им сохранять благоприятный в целом эмоциональный тон.
Лица с аффективно – экзальтированным типом характера склонны к глубокому реагированию на отдельные события с депрессивной тенденцией.
Им свойственны резкие перепады настроения, подавленность, снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, преобладает негативный эмоциональный тон.
У испытуемых с дистимной акцентуацией отмечено пассивное отношение к жизненной ситуациям, в оценке многих из них преобладают пессимизм, неверие в успешное преодоление препятствий. Характерны усталость, несобранность, инертность, низкая работоспособность, склонность проявлять стенические реакции, низкая оценка личностной успешности. Прослеживается неудовлетворенность процессом самореализации, что ведет к переживанию эмоционального дискомфорта и является фактором риска возникновения невротических и депрессивных расстройств.
У эмотивов большей мере преобладает положительный эмоциональный тон, но присутствует склонность испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, легко возникает эмоциональное возбуждение, выражено стремление к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния.
Лицам с неуравновешенной акцентуацией свойственна подавленность, пониженное, печальное настроение, гипотимность. У них снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, преобладает негативный эмоциональный тон. Свойственны: разочарование ходом событий, сужение интересов, в картине будущего мрачные тона, негативное отношение к себе.
Испытуемые с тревожным типом акцентуации склонны к переживанию состояния тревоги, склонны видеть угрозу собственному престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Переживание тревоги предрасполагает к возникновению таких сильных чувств, как гнев и страх. Эмоциональная напряженность выражена в большей степени.
Акцентуанты с педантичным типом характера акцентуацией имеют склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности. Нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, в своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять необходимые преобразования. Присутствует ровный положительный эмоциональный тон.
Лицам с возбудимой акцентуацией свойственно более масштабное вовлечение ресурсов, эмоциональная напряженность. Прослеживается тенденция к переживанию тревоги, что усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность.
На основании результатов математического анализа по Н-критерию Крускала-Уоллеса можно утверждать, что существует статистически достоверные отличия в переживании психических состояний при различных акцентуациях характера (р < 0,05).
С.В. Дубровина, Т.А. Климонтова