Социально-экономические науки

Социализация юношей в системе начального профессионального образования

Для российского общества на современном этапе социально-экономического развития характерны значительные изменения в сфере занятости населения, обусловленные, в первую очередь, переходом к рыночным методам хозяйственной деятельности. Речь идет об изменениях в структуре сферы занятости населения и дальнейшем углублении социальной дифференциации общества в связи с появлением классов предпринимателей, наемных работников, а также выделением определенной доли незанятого населения.

При этом потребности современного производства не только определяют долю занятого населения, но и формируют качественно иные критерии оценки результатов трудовой деятельности каждого субъекта производства, выдвигая на первый план наличие у работника таких профессиональных качеств как «компетентность», «предприимчивость», «самостоятельность в принятии решений», «способность к сотрудничеству», «мобильность», «инициативность», «готовность к самоопределению» и т.д.

Таким образом, социальную и личностную значимость приобретает проблема качества профессионального образования, ведущими показателями которого становятся, с одной стороны, удовлетворенность производства личностными, профессиональными, деловыми характеристиками специалистов, а, с другой стороны, активная адаптация на рынке труда и социальная успешность в профессиональной деятельности выпускников учебных заведений, определяемые как результат их успешной социализации.

Начальное профессиональное образование как система условий и учреждений, необходимых для подготовки рабочих и специалистов разно уровневой квалификации и отраслевой направленности, являясь неотъемлемой частью современного российского общества, представляет собой один из существенных факторов социализации личности в ранней юности.

Следует отметить, что период юности у обучающихся в учебных заведениях системы НПО совпадает с периодом их профессиональной подготовки, что в целом определяет специфику их социального развития, поскольку профессиональное самоопределение, как центральное психологическое новообразование ранней юности, включенное в общий процесс социального становления личности, не предшествует выбору профессии, а сопровождает его. То есть одновременно происходят как овладение юношами профессиональными знаниями, умениями и навыками, так и осмысление ими своей позиции относительно выбранной профессии и осознание своих возможностей в достижении социальной успешности в той или иной профессиональной области.

В результате одни юноши, развивая свои профессиональные интересы и способности, не только обретают уверенность в правильности сделанного выбора, но и осознанно готовятся к эффективной трудовой деятельности в будущем, другие по тем или иным причинам испытывают разочарование в выбранной профессии, зачастую теряют интерес к учебно-профессиональной деятельности в целом, что в итоге приводит к возникновению определенных трудностей в их социальном развитии, в первую очередь, профессиональном самоопределении. И, как следствие, последние, не планируя в дальнейшем трудоустраиваться по полученной специальности, в большей степени, чем другие, ориентируются на первоочередное освоение социальной роли «безработного».

В связи с этим возникает необходимость в создании условий, способствующих своевременному профессиональному самоопределению юношей, развитию их интересов и способностей и, в конечном итоге, успешному социальному становлению в качестве полноценных членов общества. В данном случае речь идет об обеспечении непрерывности профессионального образования, как в условиях функционирования отдельного учебного заведения, так и в рамках всей системы профессионального образования России, в том числе и за счет преемственности в образовательных программах начального, среднего и высшего профессионального образования.

В настоящее время возможности непрерывного профессионального образования представлены в деятельности профессиональных лицеев, осуществляющих интеграцию образовательных программ начального и среднего профессионального образования, что позволяет им не только более эффективно использовать свои материальные и интеллектуальные ресурсы, но и вести подготовку квалифицированных рабочих с более повышенным уровнем теоретической подготовки и техников с большим практическим опытом, что в целом соответствует потребностям современного производства.

Кроме того, непрерывность профессионального образования в рамках деятельности того или иного профессионального училища (лицея) может быть обеспечена за счет освоения учащимися дополнительных образовательных программ по смежным профессиям и специальностям, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению уровня профессиональной и социальной мобильности выпускников учебных заведений системы НПО. Таким образом, профессиональное самоопределение, как ключевая часть процесса социального развития личности, начинаясь в ранней юности, может и должно иметь пролонгированный характер, поскольку в современных социально-экономических условиях овладение лишь одной профессией не является гарантией достижения социальной успешности.

Следует отметить, что в целом результаты социализации юношей, обучающихся в учебных заведениях системы НПО, опосредуются уровнем развития данной ступени профессионального образования, но, в то же время, могут варьироваться в зависимости от специфики образовательной среды того или иного учебного заведения и качества предоставляемых им образовательных услуг.

В связи с распространением гуманистического подхода в определении качества начального профессионального образования, основанного на признании приоритетности интересов и потребностей личности в получении качественных образовательных услуг, способствующих максимальному использованию внутренних ресурсов ее саморазвития, одним из основных условий успешной социализации юношей, обучающихся в системе НПО, становится совокупность организационных и психолого-педагогических условий, составляющих личностно ориентированную образовательную среду учебного заведения.

Организация личностно ориентированной образовательной среды предусматривает управление образовательным процессом на новых социально-педагогических основах, призванных стимулировать саморефлексию учебного заведения на поиск резервов повышения качества предоставляемых образовательных услуг. В частности, постоянное отслеживание таких социально-педагогических показателей, как социально-психологические особенности учащихся; профессиональные установки инженерно-педагогических работников; характер взаимодействия участников образовательного процесса; изменение спроса на образовательные услуги у учащихся и их родителей; соответствие уровня развития и подготовки выпускников запросам потенциальных работодателей позволяет создавать информационную основу для аналитического управления образовательным процессом.

Кроме того, гуманизация начального профессионального образования предполагает отказ от уравнительной педагогики, не учитывающей специфику социализации юношей, особенности их личностного и профессионального самоопределения. Учитывая, что мужская индивидуальность предполагает наличие стремления к достижению успеха в профессиональной деятельности, в работе с юношами целесообразно ориентироваться на развитие их профессиональных интересов и способностей, на создание условий для развития у них чувства собственного достоинства, укрепления уверенности в своих силах, поскольку любые достижения юноши в профессиональной деятельности помогают осознать свои возможности, поверить в себя, открыть перспективы роста, а значит достичь позитивных результатов в личностном и социальном развитии.

Итак, успешность личностного и социального развития юношей в образовательной среде учебного заведения системы НПО опосредуется особенностями самой образовательной среды, а именно, включенностью учащихся в учебно-производственную деятельность на этапе профессионального самоопределения, что позволяет развивать у них такое ценностное, личностно и социально значимое отношение к профессии, которое в относительно близком будущем станет внутренним, духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.

М.Ю. Чепак