Психология

Социально-экономические преобразования и медико-психологические последствия для детей дошкольного и школьного возраста города Иркутска

Стрессовая ситуация возникает при несоответствии между предъявленными к организму требованиями и его возможностями с ним справиться. Различают несколько видов стресса: биологический, психологический, физиологический; выделяют также социальный стресс, который возникает, когда человек вынужден выступать в несвойственной ему роли в обществе или создаются конфликтные обстоятельства социального характера.

Процесс активного приспособления личности (или социальной груп­пы) к социальному стрессу рассматривают как социальную адаптацию. Она основывается на сложном взаимодействии многих компонентов: меди­ко-биологических, психических, общественно-производственных, при­родных. Изменения личности или социальной группы людей связаны не только с отражением ими существующих общественных отноше­ний, нравственных норм, ценностных ориентации и соответствующей природной среды, но и с определенной перестройкой социально-эко­номических отношений.

Исследования заболеваемости позволяют получить более достоверные сведения о воздействии социального стресса на адаптационные возможности детей и подростков. За период социально-экономических реформ (1992–2004 гг.) в г. Иркутске детская заболеваемость увеличилась на 60,3 %, подростков – на 51,1 % за счет увеличения заболеваемости нервной системы, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, глаз.

Социально-экономические реформы, проводимые в РФ, оказали существенное влияние на заболеваемость населения, и для более наглядного примера, мы приводим заболеваемость нервной системы (рис. 1). На рисунке хорошо видно, что в первую очередь на изменение социально-экономической ситуации реагируют подростки и в меньшей степени дети. Период адаптации подросткового населения к социально-экономической составляющей заканчивается через 5 лет.

Рис. 1. Заболеваемость населения города Иркутска болезнями нервной системы.

Начиная с 1992 г. происходило снижение заболеваемости психическими расстройствами и с 1996 г. отмечается резкое увеличение данной патологии, причем это увеличение выше у подростков (рис. 2). Если сравнить этот рисунок с предыдущим рисунком, то можно сделать вывод о том, что снижение болезней нервной системы приводит к повышению заболеваемости психическими расстройствами. Причем болезни нервной системы реагируют в первую очередь на стресс, вызванный социально-экономическими преобразованиями.

Рис. 2. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения населения г. Иркутска.

Проанализировав заболеваемость по отдельным классам населения г. Иркутска за период с 1992 по 2004 гг. мы получили некоторые классы заболеваний, которые можно отнести к так называемым «социально значимым» или «социально зависимым» от воздействия экономических преобразований в обществе. Для них характерно не плавное изменение уровня заболеваемости, а резкое увеличение и оно привязано к определенным годам наиболее неблагоприятным. В группу таких заболеваний можно отнести болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения, болезни органов пищеварения, болезни органов кровообращения. Именно эти заболевания взаимосвязаны с возникающим социальным стрессом в обществе. Для этих заболеваний характерно то, что дети и подростки по-разному реагируют во временном интервале (в начале и в процессе социально-экономических реформ). Так, для заболеваемости нервной системы в начале преобразований характерна реакция в первую очередь подростков, а затем через продолжительное время уже детей. Стресс, вызванный ухудшением социально-экономической составляющей причина такого изменения.

Суммированные показатели социально зависимых заболеваний у детей показывают, что дети менее подвержены воздействию социально-экономических преобразований в стране, но тем ни менее, отмечается рост с 1992–1994 гг., затем снижение с 1994 по 1997 гг. и последующее увеличение с максимальными показателями заболеваемости в 2002–2003 гг. Наблюдается цикличность и растянутость ответной реакции на воздействие. Вторая ответная реакция через 6 лет значительно более выражена. В месте с тем, в первые годы преобразований дети реагируют именно заболеваемостью нервной системы, а с 1997 г. ростом заболеваемости психическими расстройствами, органов пищеварения (рис. 3).

Рис. 3. Заболеваемость населения города Иркутска болезнями органов пищеварения.

Наиболее подвержены воздействию социально-экономических преобразований подростки. В первые годы (1992–1994 гг.) этих изменений мы наблюдаем стремительный рост заболеваемости, особенно болезней нервной системы, болезней органов пищеварения. В последующие годы отмечается снижение заболеваемости. Такое воздействие косвенно говорит об адаптационных возможностях или влиянии социального стресса на организм. Если рассматривать 13 летний период социально-экономических преобразований, то подростки реагируют на них впервые 3 года, дети в начале преобразований мало восприимчивы, но через 11 лет происходит рост патологии.

Социальная адаптация в этих условиях протекает достаточно сложно. Резко измененная социально-экономическая ситуация приводит к тому, что детское население вынуждено испытывать хронический стресс вызванный социально-экономическими проблемами в семье, школе и обществе. Все это приводит к тому, что на это реагирует в первую очередь нервная система. Изменение потребительской корзины и качества питания ведет к болезням органов пищеварения.

Адаптация в этих условиях вынуждена протекать по срочному типу. Классические стадии адаптации, описанные Г. Силье, характеризуют эту ситуацию. Полученные нами данные на рисунках характеризуют эти стадии. Подъем заболеваемости характеризует срыв адаптации, снижение – неудовлетворительную адаптацию, стабилизация – устойчивую адаптацию. Резкое изменение социальных условий приводит к срыву адаптационных возможностей или стадии социального утомления. Этим можно объяснить резкое увеличение психических заболеваний после стабилизации заболеваний нервной системы. Состояние психологического напряжения вызывает особые реакции в сфере высшей нервной деятельности, сопровождающиеся вегетативными компонентами. Адаптация не является стойкой, рано или поздно факторы, действующие на психику, приводят к срыву высшей нервной деятельности и развитию неврозов. Неврозы характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций.

Достаточно подробный анализ заболеваемости детей и подростков и взаимосвязь ее с изменяющими социально-экономическими преобразованиями необходим для того, что бы понять как все же правильно и эффективно проводить коррекцию этих изменений.

Детский и подростковый организм существует не изолированно от общества и те проблемы, которые возникают в нем при изменившихся условиях, он испытывает это воздействие или напрямую или опосредованно. Изменяется общество – изменяются взаимоотношения в семье, школе, в общении со сверстниками, нарушается сбалансированность питания, изменяется психология и т.д. В период социально-экономических реформ психологические аспекты приобретают большую значимость, так как социально-психологический стресс приводит к серьезным изменениям в качестве здоровья, причем уровень его изменения зависит от возраста и пола. Возникает необходимость, понять какие это факторы, как они воздействуют, их значимость, как можно их профилактировать. Государству и Нам нужно умное и здоровое поколение, которое и будет преумножать богатства страны.

А.Д. Гольменко, В.А. Хаптанова