Дипломная работа по психологии

Социально-психологическая дезадаптация детей подросткового возраста

Тема работы: Социально-психологическая дезадаптация детей подросткового возраста

Страницы: 68

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности неблагополучных семей ведущие к социально- психологической
дезадаптации подростков………………………………………………………………..6
1.1. Проблема социально-психологической дезадаптации подростков……………..…..6
1.2. Психологические особенности неблагополучных семей………………………….28
1.3. Влияние психологических особенностей неблагополучных семей на социально- психологическую дезадаптацию подростков………………………………………….39
1.4. Выводы………………………………………………………………………….…41
Глава 2. Изучение влияния неблагополучных семей на социально- психологическую дезадаптацию подростков………………………………………………………………44
2.1. База и методы исследования………………………………………………………44
2.2. Изучение психологических особенностей семейного воспитания, анализ полученных результатов и их интерпретация…………………………………………..55
2.3. Психолого- педагогические рекомендации и возможные пути коррекции выявленных нарушений……………………………………………………………..…65
2.4. Выводы……………………………………………………………………………..66
Заключение………………………………………………………………………………68
Литература………………………………………………………………………….….

Введение

Актуальность исследования. Подростковый возраст — это время, когда человек впервые задумывается над жизненно важными для себя вопросами: о смысле жизни, о своем месте в ней. С наступлением подросткового возраста создается ситуация, когда представление о том, что есть «Я», перестает быть самоочевидным. Подросток как бы заново познает себя, определяет свои возможности.
В нашем обществе имеется серьезный недостаток положительного воздействия на подрастающее поколение. Тем более, что качественные изменения общества сопровождаются, как правило, и деформацией семьи, которая не выполняет таких важных функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта и защищенности. Нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с разными видами наказаний, в том числе физическими.
Подобные дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка, разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии подростков, приводит к определенным типам формирования характера и как следствие, к непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями и социально-психологической дезадаптации.
Несмотря на то, что подростковый возраст — период эмансипации от родителей, тем не менее, семья во многом предопределяет поведение детей и способствует ему. Роль семьи в формировании развития дезадаптивного поведения у подростка особенно заметна. Этот возраст считается трудным для воспитания, т.к. у подростков нередко наблюдаются проявления отдельных элементов агрессии: грубости, упрямства, непослушания, раздражительности, эгоизма и бессердечия.
Следует отметить, что проявления отдельных элементов дезадаптации не является неизбежными спутниками подросткового возраста. В дружных семьях установлены доброжелательные отношения, где требования, предъявляемые к детям, сочетаются с уважением к ним. Неблагоприятные же взаимоотношения в родительской семье ведущие к ущербному развитию потребностно-мотивационной сферы подростка, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, психической травматизации подростка, к развитию агрессивного поведения, к социально- психологической дезадаптации возникают как правило в неблагополучной семье.
Ситуация неблагополучия в семье рассматривается в работе в качестве особой модели отношений, представляющей собой «поле риска» для подростка в силу фрустрации одной из важнейших его потребностей — потребности в безопасности. Отсутствие семейного благополучия порождает у подростка переживания незащищенности, неуверенности, недоверия к себе и окружающим, провоцируя переживание любой затруднительной ситуации как кризисной, угрожающей самооценке личности подростка, сохранности целостности его «Я». Для подростков из неблагополучных семей в современной ситуации социально-экономической неопределенности проблема совладения с кризисной ситуацией является не просто проблемой управления своим поведением, но и проблемой выживания.
Таким образом, проблема изучения социально- психологической дезадаптации подростков из неблагополучных семей является актуальной.
Цель настоящей работы – изучить особенности социально- психологической дезадаптации подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования – социально- психологическая дезадаптация детей подросткового возраста.
Предмет исследования – особенности социально- психологической дезадаптации подростков из неблагополучных семей.
Рабочая гипотеза — социально- психологическая дезадаптация подростков из неблагополучных семей может быть обусловлена семейным воспитанием.
Задачи исследования:
1. изучить проблему и условия социально- психологической дезадаптации подростков;
2. рассмотреть психологические особенности неблагополучных семей, влияющие на социально- психологическую дезадаптацию подростков;
3. изучить условия возникновения и развития социально- психологической дезадаптации подростков из неблагополучных семей;
4. предложить возможные пути коррекции социально- психологической дезадаптации подростков из неблагополучных семей.
Методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Бодалев А.А., Столин В.В., семья в психологических консультациях; Земека М., семья и личность; Баярд Р., Баярд Д., ребенок из неблагополучной семьи; Выготский Л.С., Семенюк Л.М., психологические осолбенности агрессивного подростка; Бандура А., подростковая агрессивность; Крутецкий В.А., психологические основы воспитания подростка в семье, и др.
В работе использованы следующие методы: наблюдение, беседа, опрос и тестирование, для которых применялись методики: «Кинетический рисунок семьи», «Опросник родительского отношения», «Тест СПА (социально- психологической адаптированности), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», методика «ADOR».
Практическая значимость работы состоит в том, что были изучены проблематика и условия социально- психологической дезадаптации подростков из неблагополучных семей и были предложены различные психотехнические упражнение для коррекции социально- психологической дезадаптации подростков из неблагополучных семей.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Исследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы поселка Средняя Муя Усть- Удинского района Иркутской области. В исследовании приняло участие 30 учащихся (15 подростков, и 15 девушек) в возрасте 14-15 лет.
В исследовании также принимали участие и родители испытуемых в количестве 25 человек.