Курсовые работы по психологии

Социальный интеллект гуманитарных и технических специальностей

Тема: Социальный интеллект гуманитарных и технических специальностей

Страницы: 38

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта 4
1.1. Основные подходы к формированию интеллекта 4
1.2. Особенности социального интеллекта 12
1.3. Выводы 18
Глава II. Изучение социального интеллекта гуманитарных и технических специальностей 19
2.1. База, методология и методы исследования. 19
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. 29
2.3. Выводы. 36
Заключение. 37
Список литературы 38

Введение

Социальный интеллект рассматривает интеллект, как проявление социально-полезной адаптации. Подробное определение интеллекта имеет давнюю традицию. В. Штерн давал определение интеллекта как «некоторую общую способность к новым жизненным условиям». Приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта – осуществляется посредством действия с мысленным (ментальным) эквивалентом объекта, посредством действия в уме при доминирующей роли сознания над бессознательным.
Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию. И человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.
Цель нашего исследования – изучить особенности социального интеллекта гуманитарных и технических специальностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме интеллекта. Рассмотреть в литературе существующие теории интеллекта.
2. Проанализировать научную литературу по проблеме социального интеллекта.
3. Подобрать комплекс психодиагностических методик и провести исследование, направленное на изучение социального интеллекта гуманитарных и технических специальностей.
Объект исследования – социальный интеллект.
Предмет исследования – социальный интеллект гуманитарных и технических специальностей.
Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что уровень социального интеллекта у студентов психологии выше, чем у студентов факультета технологии и компьютеризации машиностроения.
База исследования: Иркутский государственный технический университет. В исследовании приняло участие 30 студентов 3-го курса в возрасте от 19 до 22 лет, из них 15 испытуемых – это студенты факультета психологии и 15 – студенты факультета технологии и компьютеризации машиностроения.