Социально-экономические науки

Совершенствование правовой культуры молодежи как направление молодежной политики

Правовая культура является показателем зрелости гражданского общества и правового государства, отражает достигнутый уровень его развития. Правовой культурой молодежь овладевает в процессе социализации, которая имеет преимущественно воспитательный характер и осуществляется через различные социальные институты. Решающая роль в формировании правовой культуры принадлежит правовому образованию. Исследования позволяют сделать выводы о недостаточной эффективности существующего правового образования, которое не обеспечивает достаточных знаний об основных правах молодежи. Система правового обучения в рамках учебных заведений среднего, средне-профессионального и высшего образования не обеспечивает молодежи получение правовых знаний на том уровне, который необходим для жизнедеятельности в условиях зрелого гражданского общества и правового государства. Сегодня формально образованная молодежь не всегда способна соблюдать в повседневной и профессиональной деятельности действующее законодательство, отстаивать свои права и исполнять обязанности. Преодолеть эту негативную ситуацию возможно посредством расширения и углубления курса правоведения.

Следует заметить, что молодежь прагматически относится к правовому образованию, рассматривая право как средство достижения личных интересов и выгод, умение обходить закон на практике. Большая часть современной молодежи относится к праву как средству, которое защищает время от времени или по мере необходимости. Такое восприятие механизмов реализации прав противоречит правовой культуре.

Наибольший интерес молодежь проявляет к необходимым знаниям в области права, связанным с собственными гражданскими правами, такими как право личности на самовыражение, на индивидуальность, право свободно выражать свои мысли, право на информированность, экономическим правам. Далее можно отметить интерес к правовому регулированию сферы трудовых и семейных отношений. По сравнению с этим совсем незначителен интерес к своим гражданским обязанностям и участию в делах государства.

Жесткая конкуренция требует от молодого поколения хорошо развитых личностных качеств, которые будут способствовать реализации жизненных планов. Уверенность в собственных силах, продвижение по социальной лестнице, карьера во многом зависят от воли, инициативы, коммуникабельности и воспитанности. В представлении молодежи эти качества играют ведущую роль в достижения преуспевания. Без правовых и юридических знаний, применяемых на практике и в повседневной жизни невозможно достичь успеха и преуспеть в карьере и бизнесе.

Правовая культура проявляется в повседневном поведении и соблюдении индивидом законов. Уровень преступности среди молодежи достаточно высок. Криминализация, наркомания, проституция и другие асоциальные явления характерны именно для молодежной среды. Степень доверия молодежи к правовой системе незначительна, а потребность в социальной защите среди молодежи достаточно высока. Молодежь нуждается в поддержке государства и общества в период получения образования, в создании семейной жизни, сохранении здоровья, возможности получения юридической помощи и др. параметрам. Большинство молодых людей отмечают недостаточную роль государства как гаранта социальной защиты. Существующие молодежные организации также не являются выразителями интересов молодежи и не способны помочь в решении стоящих перед ними проблем. Поэтому подавляющее большинство молодежи и не рассчитывают на поддержку со стороны государства и других общественных организаций, полагаясь только на свои собственные силы и помощь ближайшего окружения.

Выявленные ценностные установки являются несовместимыми с правовой культурой, преобладание которой в обществе является непременным условием формирования правового государства. Подобная ситуация есть следствие криминализации российского общества, его экономики, коммерциализации образования, спорта, досуга, а также снижения нравственности и падения уровня общей культуры. Фактическое игнорирование молодежных проблем и отсутствие реальной молодежной политики, помощи молодежи (занятость, жилищно-бытовое устройство, соц. гарантии и др.) говорит о недостаточности мер поддержки молодежи, об иллюзии достигнутой государством социально-экономической стабильности для определенной части нашего общества.

Выход из создавшегося положения может быть найден путем объединения усилий институтов и агентов правовой социализации, направленных на повыше ние эффективности правового воспитания молодого поколения. Поддержку молодежных инициатив можно также рассматривать как меру оказания помощи молодежи со стороны государственного и муниципального управления. Государственным и местным властям с учетом этого, следует сосредоточить внимание на создании условий для сотрудничества органов государства и молодежных объединений, содействию формированию доверия у молодежи к органам государственного управления.

Современная практика такова, что помимо государства с молодежью работают гражданские и коммерческие организации, разностороннее взаимодействие которых с молодым поколением стало также рассматриваться как проявление общественной (негосударственной) политики. Таким образом, молодежную политику, реализуемую в настоящее время можно разделить на два вида.

  • государственная молодежная политика, осуществляемая государственными органами и должностными лицами
  • общественная молодежная политика, опирающаяся на различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации и другие структуры гражданского общества.

Главенствующее положение в молодежной политике занимает государственная деятельность, так как именно она занимается разработкой и установлением законов и нормативных актов, касающихся положения молодежи, ее прав и возможностей.

Сущность государственной молодежной политики определена в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.93 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации”. «Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России…». Успешный характер этой политики зависит как от государства, так и от гражданского общества.

Текущая ситуация требует проведения продуманной государственной молодежной политики, в которой молодежь должна рассматриваться в качестве стратегического ресурса построения гражданского общества и правового государства. Необходимо усиление внимания государства, бизнес — сообщества и структур гражданского общества к проблемам молодежи, выраженное в разработке и реализации практических программ, нацеленных на улучшение социально-экономического положения молодежи. Таким образом, именно мероприятия практической направленности должны стать основным инструментом государственной молодежной политики. Они могут быть направлены как на решение определенной проблемы, так и на формирование необходимых социальных установок в сфере воспитания правовой культуры. Одним из подходов к решению проблем молодежи, возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества, на наш взгляд, может стать совершенствование и развитие правовой культуры.

Трахтенберг О. Л.