Тема: Сознание как психологический феномен в трудах структуралистов и функционалистов
Страницы: 35
Актуальность курсовой работы. Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа в середине XVIII века, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.[1]
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания.
Вместе с развитием психологического комплекса знаний, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом выявлялось противоречие психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке, его сознании. В то же время ни психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.[1]
Это объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Разрешение кризисной ситуации имело важнейшим следствием выделение психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов и средств.
Становление психологии активизировало научный поиск в направлении структурализма и функционализма. Начало функционализму было положено В. Джемсом. Основные позиции функционализма отражают движение психологической мысли не только в направлении расширения описательно-объяснительных возможностей, но и возможностей решения практических задач. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в качестве исследовательских методов использовалась не только интроспекция, но также и наблюдение, и анализ результатов деятельности. Психология определялась как наука о деятельности сознания. Сознание представляет собой неделимое динамическое целое (поток), оно связано с телесными условиями. Процессы сознания обеспечивают адаптацию человека к новому, психические операции и телесная активность обеспечивают связь с внешней средой в качестве инструмента удовлетворения потребностей, сохранение жизненного опыта и его оценка необходимы для саморегулирования поведения.[6]
Таким образом, актуальность проблемы рассмотрения сознания определила выбор темы нашего исследования «Понимание сознания представителями структурализма и функционализма».
Цель исследования: определение сущности сознания в структурализме и функционализме.
Объект исследования: сознание как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности понимания сознания представителями направлений структурализма и функционализма.
Исходя из целей исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и сравнить структуралисткий и функционалисткий подходы к пониманию сознания;
2. Рассмотреть модификации метода интроспекции;
3. Показать различия между интроспекцией и самонаблюдением;
4. Представить основные критические замечания Л.С.Выготского в адрес интроспекционисткой психологии сознания.
Структура курсовой работы состоит из введения, теоретического раздела, заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 3
2.Теоретические подходы к пониманию сознания представителями структурализма и функционализма 6
2.1. Трудности в изучении сознания 6
2.2. Структурализм В. Вундта и Э. Титченера 10
2.3. Функционализм Ф. Брентано и У. Джеймса 14
2.4. Критика интроспекции психологом Л.С. Выготским……………………..21
3. Заключение 33
Список литературы. 35