Психология

Специфические личностные особенности юристов-профессионалов как основа построения программы по профориентации студентов юридического факультета

В настоящее время важным вопросом является кадровое обеспечение правовой реформы. В. Клейн, Ф. Глазырин [2] отмечают, что высшее юридическое образование предполагает подготовку специалиста по единой модели, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Но проблема имеет такой аспект, что общий подход к профессиональной подготовке юристов в свою очередь порождает «миграцию» в рамках юридической деятельности – переход из одного вида в другой.

Несмотря на многочисленную «армию» выпускающихся специалистов престиж профессии юриста не снижается. Но зачастую выпускник школы не представляет себе, чем же все-таки занимается юрист.

Специфика юридической деятельности находит свое отражение в организации учебного процесса и предъявляет серьезные требования к первокурсникам, что предполагает их готовность к решению специальных образовательных задач [1]. А отсутствие у них полной картины видов деятельности юриста усложняет в дальнейшем выбор специализации на старших курсах. Осуществив выбор специализации, студент также не имеет точных знаний обо всех видах деятельности юриста.

Таким образом, организация профориентационной работы в высшем учебном заведении является реально достижимой задачей и закладывает предпосылки развития профессиональной компетенции юриста.

Цель нашего исследования – изучить личностные особенности юристов-профессионалов, занятых в различных видах труда юридического профиля и разработать систему мероприятий по организации профориентационной работы со студентами юридических факультетов в условиях ВУЗа.

Психологическим тестированием были охвачены 7 групп юристов-профессионалов (134 человека): судьи, эксперты-криминалисты, следователи, оперуполномоченные, сотрудники исправительного учреждения, адвокаты и юрисконсульты по вопросам недвижимости. Сформированные группы юристов, занятых в различных юридических специальностях по возрастно-половым характеристикам, длительности и месту трудовой деятельности представлены в таблице 1. Все испытуемые юристы – профессионалы имеют высшее юридическое образование.

Таблица 1

Группы юристов – профессионалов, занятых в различных сферах труда юридического профиля

№ п/п Юридическая профессия Количество испытуемых Мужчины (%) Женщины (%) Возраст (лет) Стаж работы (годы) База исследования
1 Эксперты-криминалисты 15 66,7 33,3 30–50 8–15 Экспертно-криминалистический центр при УВД г. Ангарска
2 Сотрудники пенитенциарного учреждения 35 71,4 28,6 24–58 3 – 25 Исправительная колония № 2 г. Ангарска
3 Адвокаты 15 26,7 73,3 26–46 3–12 Ангарская коллегия адвокатов
4 Юрисконсульты по вопросам недвижимости 20 80 20 27–37 3–10 Агентства недвижимости г. Ангарска
5 Следователи 21 38.1 61,9 25–47 5–21 УВД г. Ангарска, СО Свердловского РУВД г.Иркутска
6 Судьи 15 100 40 5–12 Арбитражный суд г. Иркутск
7 Оперуполномоченные 13 100 28 2–10 Оперативный отдел Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области

При разработке методологического комплекса, обеспечивающего психодиагностику, мы исходили из следующего: изучение личности профессионала невозможно без полного описания содержания профессиональной деятельности. В частности таких важнейших характеристик как цель труда, орудия и средства труда, условия труда, виды риска и ответственности и т.д. Для выявления выделенных характеристик нами была разработана анкета «Описание профессиональной деятельности юриста», построенная на основе схемы профессии, разработанной Е.А. Климовым и его сотрудниками [3].

Результаты анкетирования юристов-профессионалов: судьи, эксперты-криминалисты, адвокаты и следователи определяют цель своего труда как гностическую, то есть оценивание, различение, анализ чего-нибудь уже имеющегося какого-либо изделия, произведения искусства, поведения людей и т.д. Цель труда оперуполномоченных, юрисконсультов и сотрудников пенитенциарного учреждения – преобразующая, то есть изменение, усовершенствование, доработка какого-либо продукта, изделия, человеческих отношений, здоровья, информации.

Внешними орудиями и средствами труда являются автоматическое оборудование у экспертов-криминалистов, адвокатов, ручные инструменты у судей, следователей, сотрудников пенитенциарного учреждения и оперуполномоченных; транспорт – у юрисконсультов. Внутренними орудиями и средствами труда – у всех групп профессионалов является деловая речь и деловое поведение.

Условия труда: различия по степени коллективности – коллективный труд у судей, сотрудников пенитенциарного учреждения, экспертов, следователей; индивидуальный труд у юрисконсультов и адвокатов. По степени самостоятельности: организатор собственной деятельности – юрисконсульт и адвокат, судья и оперуполномоченный, эксперт и сотрудник пенитенциарного учреждения; организатором работы других людей являются следователи и также сотрудники пенитенциарного учреждения. Особенности трудового взаимодействия: по количеству контактов многочисленные у всех кроме экспертов-криминалистов; большую часть рабочего времени взаимодействуют с «сотрудниками» оперуполномоченные, эксперты, судьи и пенитенциары; с посетителями, клиентами взаимодействуют юрисконсульты, адвокаты; постоянный круг деловых партнеров у экспертов и адвокатов, меняющийся – у оперуполномоченных, следователей и юрисконсультов.

Микроклиматические условия работы: в помещении работают судьи и юрисконсульты, «пенитенциары» и адвокаты, чаще всего работают в помещении и на открытом воздухе эксперты, следователи и оперуполномоченные. Длительность рабочего дня варьирует: полный рабочий день у судей и адвокатов, преобладает ненормированный рабочий у экспертов, оперуполномоченных, юрисконсультов, следователей.

Виды риска: общение с правонарушителями, психически больными у оперуполномоченных, адвокатов, судей, экспертов. Виды ответственности: высокая материальная ответственность у юрисконсультов, высокая моральная ответственность у адвокатов; за жизнь и здоровье других людей у следователей, экспертов и судей. По степени проблемности трудовые ситуации подразделяются на низкую, среднюю и высокую. Высокая степень проблемности трудовых ситуаций, то есть часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода, у юрисконсультов и оперуполномоченных, степень проблемности трудовых ситуаций у остальных профессионалов оценивается как средняя.

Изучение личностных особенностей юристов-профессионалов заключалось в диагностике мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом. Показатель удовлетворенность трудом отражает эффективность трудовой деятельности, поэтому для его измерения использовалась методика «Оценка удовлетворенности работой». Далее нами выделены личностные качества работающих, значимые для их профессиональной деятельности, такие как готовность к риску – измеряется как профессионально важное качество юриста-профессионала, потребность в аффиляции, как показателя возможного взаимодействия личности в трудовом коллективе и изучения структуры интеллекта.

В результате исследования личностных особенностей юристов-профессионалов мы обнаружили общие личностные особенности, присущие представителям различных юридических специальностей. К общим личностным особенностям относится наличие высокого уровня удовлетворенности трудом, выраженное стремление к самозащите и избегание неудачи. Установлено, что существуют специфические личностные особенности, присущие юристам-профессионалам, занятым в различных юридических профилях. Так наличие рабочего типа мотивационной направленности личности отмечается у юрисконсультов и у оперуполномоченных, а общежитейская мотивация в большей степени выражена у адвокатов. Склонность к риску (на среднем уровне выраженности) характерна для судей и адвокатов, высокие значения данной личностной характеристики отмечаются в группе оперуполномоченных, а низкие значения наблюдаются у следователей и экспертов. Выявлено, что представители всех изучаемых групп имеют сходную структуру интеллекта, то есть имеют хороший уровень сформированности практического интеллекта, интуитивно-понятийного мышления, образного синтеза и формально-логического мышления.

Таким образом, эмпирические данные профессиографического исследования юристов-профессионалов, занятых различными видами труда юридического профиля, являются основой построение системы целенаправленной работы по профессиональной ориентации студентов юридического факультета в условиях ВУЗа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Калинкина Л.И. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи к обучению в юридическом вузе // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 1–2 июля 2005 г. – С. 66–73.
  2. Клейн В., Глазырин Ф. Лицензия для юриста // Российская юстиция. – 2001. – № 5. – С. 54–56.
  3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 374 с.

Ю.В. Чепурко