Дипломная работа по психологии

Специфика воздействия агрессивных мультфильмов на формирование агрессивных форм поведения старших дошкольников

Тема: СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АГРЕССИВНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Страницы: 71

Содержание
Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы влияния телевизионного насилия на формирование агрессивного поведения дошкольников………………………6
1.1. Сущность телевизионного насилия………………………………………..6
1.2. Влияние телевизионного насилия (агрессивных мультфильмов) на детскую аудиторию……………………………………………………………………….12
1.3. Особенности формирования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..19
1.4. Выводы………………………………………………………………………26
Глава 2. Изучение воздействия агрессивных мультфильмов на формирование агрессивных форм поведения старших дошкольников……………………….28
2.1. База и методы исследования………………………………………………..28
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………….31
2.3. Выводы………………………………………………………………………38
Глава. 3 Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников по средствам тренинговой программы……………………………………………39
3.1Характеристика коррекционной программы………………………………39
3.2.Рекомендации по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..41
3.3. Выводы………………………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………..49
Приложение……………………………………………………………………..53

Актуальность исследования. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми неблагоприятно влияет на взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Нередко дети отдают предпочтение мультфильмам, в которых внедрено искаженное восприятие социальных ценностей и большое количество сцен агрессии. Дети невольно поражают героям мультфильмов, что приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении детей агрессивных форм поведения.
Следует признать, что в последнее время даже от специалистов можно слышать, что такое явление вполне закономерно, что это особенности психического развития современного ребенка, что нельзя противостоять прогрессу и т.д. В то же время и воспитатели, и родители серьезно встревожены повышением агрессивности в поведении части детей, неумением взаимодействовать на паритетных началах, фактическим вытеснением из жизни ребенка совместных партнерских игр, в которых и происходит его социальное взросление.
Таким образом, возникает противоречие между социальной потребностью в воспитании подрастающего поколения с высоким уровнем психологической защищенности от восприятия телевизионного насилия и слабой направленностью воспитания в этом вопросе. Исходя из противоречия, вытекает проблема: какие конкретные мероприятия приемлемы для уменьшения воздействия телевизионного насилия на детскую аудиторию.
Цель исследования — определить специфику воздействия агрессивных мультфильмов на формирование агрессивных форм поведения старших дошкольников. Разработать коррекционную программу, направленную на снижение агрессивного поведения и устранение агрессивных форм у старших дошкольников.
В соответствии с целью были сформулированы задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воздействия телевизионного насилия (агрессивных мультфильмов) на детскую аудиторию;
2. Провести исследование, направленное на изучение воздействия телевизионного насилия на старших дошкольников;
3. Разработать коррекционную программу, направленную на снижение агрессивного поведения и устранение агрессивных форм у старших дошкольников и апробировать ее.
Гипотеза исследования — мы полагаем, что положительный результат коррекционной работы со старшими дошкольниками, склонными к агрессивному поведению будет достигнут, если:
1. Провести комплексную диагностику нарушений поведения старших дошкольников и выявить их взаимосвязь с просмотром агрессивных мультфильмов.
2. Коррекционная работа будет направлена на обучение навыкам бесконфликтного общения, выработку навыков самоконтроля, осознание пагубных последствий агрессивных мультфильмов.
Объект исследования — агрессивное поведение.
Предмет исследования – специфика воздействия агрессивных мультфильмов на формирование агрессивных форм поведения старших дошкольников.
Методологическая основа: в своей работе мы опирались на труды: по проблеме телевизионного насилия Д.Лемиш, М.В.Цилуйко, А.В. Шарикова, В.П. Чудиновой; по проблеме детской агрессивности Н.М. Панфиловой, Г. Паренса, Е.И. Рогова, Н.А. Саблина и др.

Методы исследования: основными методами исследования явилось наблюдение, исследование и тестирование. Тестирование осуществлялось с помощью следующих методик: «Рисунок несуществующего животного» Е.А. Хмелев, «Кактус» М.А. Панфилова, анкета «Телевизионные предпочтения вашего ребенка» и рисуночная игра «Телепередача» разработанные нами.
База и этапы исследования. Базой нашего исследования является ДОУ № 96 г. Улан-Удэ. В исследовании приняли участие старшие дошкольники – 30 человек в возрасте от 5 до 7 лет. Исследование проходило в 3 этапа. На первом этапе был проведен анализ литературы по проблеме исследования. На втором этапе была проведена диагностическая работа. На третьем этапе была разработана и апробирована программа, направленная на снижение уровня агрессивности старших дошкольников. Проведен анализ результатов.
Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что была разработана программа «Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников», которая прошла практическую апробацию в ДОУ № 96. Результаты могут быть применены педагогами в работе со старшими дошкольниками.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка литературы, включающего 54 источника. Общий объем работы 68 страниц.