Дипломная работа по психологии

Сравнение уровней психологической готовности к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста

Тема работы: Сравнение уровней психологической готовности к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста

Страницы: 73

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……..……………………….……………………….…2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………………………………………………………..…..…5
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению…………………………..5
1.2. Характеристика компонентов психологической готовности к школьному обучению.…6
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению….………….…9
1.4. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………….16
1.5. Сравнение уровня психологической готовности к обучению в школе у детей
шести и семилетнего возраста……………………………………………………………..22
1.6. Выводы……………………………………………………………………………..….……..24
2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………………………………………..……………………26
2.1. База и методы исследования…………….……………………………..……………….….26
2.2. Результаты исследования и их обсуждение…………………………………..………….29
2.3. Выводы………………………………………………………………………….…………46
3. ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
С НИЗКИМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………………………………………………………………48
3.1. Программа психологической коррекции детей с низким уровнем готовности………48
3.2 Результаты повторного исследования после коррекционной работы…………………51
3.3. Выводы………………………….…………………………………………………….…..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….………….…..68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………70

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября тысячи первоклассников усаживаются за парты. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода — год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.
При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.
Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.
«Готовность к обучению» — показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования. [29]
Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.
Цель исследования – провести сравнительный анализ выявления уровней готовности дошкольников к обучению в школе 6 и 7 лет.
Объект исследования – готовность к обучению детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению 6 и 7 лет.
Рабочая гипотеза: можно предположить, что дошкольники шестилетнего и семилетнего возраста имеют разные уровни готовности к школьному обучению.
Задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик тестирования детей дошкольного возраста по выявлению уровня готовности обучения в школе.
3. Проведение исследования и анализ результатов.
4. Проведение коррекционной работы, сравнение результатов.
5. Проведение повторного тестирования. Анализ результатов.
6. Заключение по работе.
Методы исследования:
1) беседа с дошкольниками;
2) анализ литературных источников;
3) подбирались и апробировались психодиагностические методики;
4) анализ полученных результатов.
В частности в исследовании использовались следующие методики коррекционной работы: развивающие упражнения Л.Г. Петерсона, методика «Запомни рисунки», « Четвертый лишний» и т.п.
Исследование проводились на базе ДОУ № 123 г. Иркутска. В исследование принимали участие 20 испытуемых: в возрасте 6 и 7 лет.